Каменные озёра

Маркированный маршрут, Мурманская область
ПешийСредняя сложность
Маршрут в охранной зоне Лапландского заповедника, среди многочисленных ледниковых озёр.
Протяженность1–2 дня
Расстояние21.0 км
Набор высоты301 м
Ключевые точки маршрута: Трасса «Кола» — Мончеозеро — Каменные озёра — Трасса «Кола» (Ниттис).

Что интересного на маршруте

Маршрут соединяет Мончеозеро и окрестности г. Кумужья с тропой на водопад Вайкис.

Мончеозеро (Моджесъявр) — одно из крупнейших озёр Кольского полуострова. Название происходит от саамского “монче” – “красивый”. Маршут несколько километров идёт вдоль берега Мончеозера. На берегу и вблизи есть пляжи и места для отдыха, популярные среди отдыхающих. Более укромное место — на 5.8 км маршрута: удобное и обширное место для лагеря, рядом с которым — песчаный пляж на берегу озера. Там был старт и финиш Кольского Марш-броска-2023.

Вдоль подножия хребта Мончетундра на несколько километров тянутся Каменные озёра. Это лабиринт моренных гряд и небольших озёр ледникового происхождения. Тропа петляет по нему, то влезая на гряды, то спускаясь к озёрам, то проходя над ними сверху. В засушливую погоду многие озёра пересыхают полностью или частично, обнажая своё каменистое дно.

Также весьма живописен вид на сам хребет Мончетундра, в этом месте находящийся уже в заповеднике, а также на стоящую к востоку от хребта гору Ниттис (618 м), которой посвящён отдельный маршрут.

Важно знать

Ограничения и особенности

Маршрут проходит по тропам и дорогам разного качества, в том числе и без явно выраженной тропы.Есть короткие участки по неровной поверхности с камнями. Рекомендуется обувь с подошвой, не скользящей по мокрым камням. В сухую погоду можно пройти маршрут в трекинговых ботинках, не промочив их; с кроссовками сложнее.

Маршрут проходит по охранной зоне Лапландского заповедника, вплотную приближаясь к его границе. В охранной зоне запрещено разведение костров, сбор грибов и ягод, охота и рыбная ловля. Заходить на территорию самого Лапландского заповедника без разрешения запрещено! Границы заповедника и его охранной зоны отображены на карте. На местности стоят предупреждающие аншлаги.

Маркировка маршрута рассчитана на отсутствие снежного покрова. Маркеры нанесены на камнях и зимой окажутся под снегом.

На маршруте могут быть комары, мошки, гнус. В июне и июле стоит подумать о репеллентах. В августе кровососущих насекомых меньше.

В солнечную погоду рекомендуются тёмные очки и защитный крем.

Как добраться

Ближайшие города: Мончегорск (5 км), Оленегорск (30 км), Апатиты (60 км), Мурманск (140 км).

В Мончегорск ходят рейсовые автобусы из Мурманска, Оленегорска, Апатитов. Маршрут начинается и заканчивается на федеральной трассе Р-21 “Кола”: северный конец (Kola-N) — в начале 1264-го км трассы, у поворота на дорогу вдоль Мончеозера, южный (Kola-S) — в начале 1259-го км, у южного съезда в город и поворота к Ниттису и Кумужьей. К каждой из этих точек можно доехать из города на автомобиле или такси.

Ближайшая к северному концу маршрута (1.8 км по дороге) остановка общественного транспорта — 29-й км (точка 29km, автобус 104, ходит раз в час). Ближайшая остановка с регулярным движением автобусов — Улица Царевского (точка Tsarevskogo), от неё 4 км по дорогам до северного конца маршрута.

По дороге вдоль Мончеозера (т. е. уже по маршруту) можно попытаться проехать на обычной легковушке 3-4 км, но следует быть готовым к тому, что на дороге есть камни, которые можно зацепить днищем.

Ближайшая к южному концу маршрута (0.8 км по дороге) остановка общественного транспорта — Сопча (точка Sopcha), конечная автобуса 7. Он проходит через центр города (остановка на площади Революции) по рабочим дням в 7:14, 7:59, 8:44, а обратно от Сопчи — в 16:00 и 16:45, тоже по рабочим. Ближайшая остановка с регулярным движением автобусов — КПП КГМК (точка KGMK), от неё 3.8 км по дорогам до южного конца маршрута.

По дорогам от южного съезда в город к началу тропы (т. е. уже по маршруту) можно проехать на обычной легковушке, это 2 км. Дорога грунтово-гравийная, но больших камней на ней не замечено.

Существует проблема с вызовом такси к конечным точкам маршрута. Диспетчеры спрашивают точный адрес (улица, дом), а его нет; водители, узнав, куда ехать, часто отказываются от вызова. Учитывайте это — возможно, вам придётся идти до автобуса.

Места для отдыха и ночевок

Стоянки с пляжами на берегу Мончеозера на 2.9 км (есть и другие места, популярные у отдыхающих с шашлыком) и 5.8 км (укромное место, где был старт и финиш КМБ-2023). Возвышенность после второй скважины. Также хорошие места есть на берегу многих ручьёв и озёр с проточной водой. Помните, что в охранной зоне Лапландского заповедника запрещено разведение костров — берите с собой горелки и топливо.

Вода

Воду рекомендуется брать из ручьёв, стекающих с хребта Мончетундра, и не рекомендуется — из источников, протекающих вблизи г. Ниттис и Кумужья, где разрабатывалось медно-никелевое месторождение. Вода из Мончеозера может считаться пригодной для употребления после кипячения.

Магазины

Магазины есть в городе Мончегорске.

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, между его северным и южным выходами на трассу Кола. Маркировка: две вертикальные белыеполосы и между ними красная. Маршрут промаркирован волонтёрами Rutrail при поддержке Агентства развития Мончегорска.

Километраж — начиная от северного конца маршрута. В скобках — имена точек и высота над уровнем моря. В комментариях к точкам СЮ означает “при движении от северного конца маршрута к южному”, ЮС —“при движении от южного конца к северному”

0 км (Kola_N,140 м). Ответвление дороги вдоль Мончеозера от трассы Кола.

0-4.4 км. Идите по основной дороге.

0-2.9 км. Дорога проходит по техногенной пустоши, постепенно зарастающей молодым лесом. По сторонам дороги — песчано-каменистая поверхность с сухими деревьями, в основном упавшими, спиленными или сгоревшими, на болотах — следы горелого торфа. Сквозь всё это пробивается поросль молодых сосен.

0.5,0.6 км. Тупиковые ответвленияСЮ налево / ЮС направо.

2.8-2.9 км. Спуск дороги к Мончеозеру. На спуске несколько камней, представляющих угрозу для машин с низким клиренсом. Соответственно, некоторые из них паркуются на горке перед этим местом (Park1, 140 м).

2.9 км (Plyazh1,133 м). Пляж на Мончеозере рядом с дорогой, популярное место отдыха автотуристов.

2.9-3.9 км. Дорога идёт вблизи берега Мончеозера. Иногда от неё отходят ответвления к стоянкам автотуристов и следы кроссовых мотоциклов, которые там катаются.

3.9 км (Park2,140 м). Большая площадка на песчаном бугре, где паркуются машины. Дальше — броды через ручьи и большие камни и неровности на дороге, только для внедорожников.

4.4км (X01, 140 м). СЮ налево / ЮС направо ответвляется дорога, не уступающая по накатанности основной, но тупиковая. Надо продолжать движение прямо.

4.4-6.7 км. Идите по основной дороге.

4.7, 5.1 км. Броды через ручьи.

5.8 км (Plyazh2, 133 м). Пляж на Мончеозере. Неподалёку на берегу, вокруг большого камня — много мест для лагеря. Сюда уже не доезжают автотуристы. Здесь был старт и финиш Кольского Марш-броска-2023. При комбинированном пеше-водном путешествии этот лагерь удобно сделать местом смены способа передвижения: придя сюда на лодке по Мончеозеру, оставить её в лагере и двигаться дальше пешком.

6.7, 6.8 км (X02, 140 м, X03, 147 м). Развилка. От дороги вдоль Мончеозера в юго-западном направлении ответвляется дорога, проложенная когда-то геологами. Наш маршрут проходит по ней. В точке X02 от него ответвляется прямая срезка через болото на продолжение дороги вдоль Мончеозера (надо держаться СЮ левее / ЮС правее), в точке X03 отходит основная дорога (надо продолжать движение прямо).

6.8-11.6 км. Идите прямо, по основной дороге.

6.8-10.6 км. Старая дорога геологов.

8.4-9.5 км (210-215м). Пологая седловина перевала между Мончеозером и р. Гирина правая (на топографических картах некоторая неразбериха: две соседних речки именуются Гирина).

10.6 км. Брод через р. Гирина правая.

10.6-11.1 км. Тропа пересекает болото.

11, 11.1км (Skvazh1, Skvazh2, 172 м). Две скважины с фонтанирующей водой. На вкус — вполне чистая, нормальная родниковая вода. К югу от Skvazh2 болото кончается, начинается возвышенность. Там хорошее место для отдыха.

11.1-18.6 км. Район каменных озёр. Тропа петляет по лабиринту моренных гряд и небольших озёр ледникового происхождения, иногда пересохших.

11.1-11.6 км. Тропа по лесной просеке.

11.6 км (X04, 184 м). Развилка. Маршрут сходит с тропы на старую извилистую просеку (а сама тропа вскоре выходит к заболоченному озерку и там кончается). Поверните СЮ направо / ЮС налево.

11.6-12.9 км (X04-X07). Срезка между старой дорогой геологов и тропой вдоль подножия хребта Мончетундра.

11.6-11.8 км. Старая извилистая просека по верху гряды.

11.8 км (X05, 193 м). Поворот СЮ направо / ЮС налево.

11.8-12 км. Просека по перешейку между озёрами

12 км (X06, 200 м). Возвышенность между озёрами, СЮ конец / ЮС начало просеки.

12-12.9 км. Маршрут проходит по редколесью среди озёр без явно выраженной тропы. Есть неплохие места для отдыха и ночёвки.

12.9 км (X07, 235 м). Примыкание срезки X04-X07 к тропе вдоль подножия хребта Мончетундра. Брод тропы через р. Гирина левая. Граница Лапландского заповедника (согласно данным сайта заповедника и топографических карт). Развилка маршрутов: по тропе на юго-восток и по срезке в сторону X04 уходит маршрут “Каменные озёра”, а по тропе на северо-запад, в заповедник — маршрут “К водопаду Вайкис”, для которого требуется разрешение. Чтобы продолжить движение по маршруту “Каменные озёра”, поверните, не переходя брод, СЮ налево на тропу / ЮС направо на срезку.

14.7 км (X08, 252 м). СЮ налево / ЮС направо ответвляется тропа, соединяющая наш маршрут с другой тропой, которая в итоге выводит к северному подножию Кумужьей сопки. Если вы хотите закончить / начать маршрут там, можете воспользоваться этой тропой.

14.9 км. Брод р. Гирина правая, тропа идёт вдоль озера с урезом воды 246 м. На берегу есть хорошие места для отдыха и ночёвки.

15.2 км (X09, 262 м). Развилка. СЮ направо отходят / ЮС слева приходят две альтернативные ветви тропы: южная и средняя (а маркирована северная ветвь). Идти можно по любой из трёх троп, они потом сойдутся.

16.6 км (X10, 268 м). Развилка. СЮ справа приходит / ЮС налево отходит средняя ветвь тропы (а маркирована северная ветвь). Идти можно по любой из троп, они потом сойдутся.

17.3 км (X11, 260м). Развилка. СЮ справа приходит / ЮС налево отходит южная ветвь тропы (а маркирована северная ветвь). Идти можно по любой из троп, они потом сойдутся.

18.1 км (Triang, 265 м). Триангуляционный знак на холме.

18.6 км (Most, 244 м). Мостик через ручей.

19.3 км (X12, 242м). СЮ конец / ЮС начало тропы, примыкание её к дороге вокруг Кумужьей сопки. Поверните СЮ направо, на дорогу / ЮС налево, на тропу.

20.3 км (X13, X14, 214 м). Две развилки, которые надо пройти S-образно, т. е. повернуть налево и сразу после этого направо.

20.9 км (X15, 192м). Развилка. СЮ продолжайте движение в сторону трассы “Кола” / ЮС держитесь правее. Дорога, СЮ приходящая справа / ЮС уходящая налево приведёт к началу маршрута на Ниттис.

21 км (Kola_S,184 м). Южный Мончегорский перекрёсток. Ответвление дороги к Ниттису / Кумужьей от трассы Кола.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.