Тропы Березополья

Маркированный маршрут, Нижегородская область
ПешийПростой маршрут
(Возможно: Вело, Лыжный)
Маршрут соединяет центры ремесел и старинные усадьбы в окрестностях Богородска и Ворсмы с районом карстовых озер и сосновых лесов в долине реки Сережа.
Протяженность1–10 дней
Расстояние118.7 км
Набор высоты917 м
Ключевые точки маршрута: Г. Богородск (ж/д станция Кожевенное) — д. Подъяблонное — д. Тетерюгино — с. Подвязье — п. Ушаково — д. Победиха — Убежицкий карьер — д. Кудрешки — п. Крутец — оз. Тосканка — оз. Ключик — с. Фроловское — с. Яковское — д. Красное — с. Бочиха — оз. Большое — п. Старая Пустынь — с. Пустынь — с. Чернуха — ж/д станция Сережа.

Автор маршрута

Маршрут подготовлен коллективом Нижегородского областного туристского клуба при поддержке Фонда президентских грантов.

Что интересного на маршруте

Маршрут может быть интересен как спортсменам, интересующимся приключенческим бегом на длинные дистанции, так и туристам всех возрастов и уровней подготовки. Возможности промежуточной заброски и выброски позволяют масштабировать маршрут под конкретную группу.

Основные достопримечательности:

Важно знать

Ограничения и особенности

Маршрут доступен в течение всего года. Зимой часть дорог может быть занесена снегом (на участках: д. Победиха – Убежицкий карьер – д. Кудрешки; оз. Тосканка – оз. Ключик;  д. Красное – с. Бочиха)

Местность равнинная, перепад высот не более 10 м. на одном склоне. Растительность характерная для средней полосы России. Поля и смешанные леса в северной части маршрута и сосновые леса в южной части. Встречаются как съедобные, так и ядовитые грибы и ягоды.

Из крупных животных на маршруте могут встретиться лоси, кабаны, олени, лисы и зайцы. Встречаются змеи, клещи, кровососущий гнус.

Как добраться

Ближайшие города: Нижний Новгород.

Маршрут промаркирован от ж/д станции Кожевенное (г. Богородск) до ж/д станции Сережа (с. Чернуха). Возможно прохождение маршрута в любом направлении.

Расстояние от Нижнего Новгорода до Богородска – 46 км (по трассе). Заброска в Богородск может осуществляться на такси, автобусом или на электричке. Рекомендуемая заброска до Богородска - на автобусе 206 (от автовокзала Щербинки), остальные более редкие.Электричка до станции Кожевенное ходит с Московского вокзала Нижнего Новгорода.

Расстояние от Нижнего Новгорода до с. Чернуха – 105 км (по трассе). Рекомендуется заброска на электричке. Электричка до станции Сережа ходит с Московского вокзала Нижнего Новгорода.

Актуальное расписание электричек следует уточнять на сайте РЖД.

Запасные варианты забросок/выбросок:

• д. Чудиново,
  • с. Яковское,
  • с. Пустынь.

Места для отдыха и ночевок

Силами маркировщиков на маршруте оборудовано 4 турстоянки:

1. Т/ст №1 «Березополье» - 56° 8'56.45"С, 43°21'0.08"В,
  2. Т/ст №2 «Убежицы» - 56° 4'22.90"С, 43°20'15.99"В,
  3. Т/ст №3 «Тосканка» - 55°59'40.77"С, 43°18'41.44"В,
  4. Т/ст №4 «Пустынь» - 55°38'49.84"С, 43°37'23.17"В

На маршруте можно найти дополнительные (необорудованные) места для стоянок:

• у д. Шевариха;
  • у оз. Большое
  • у оз. Большая Кривовка
  • у р. Сережа

Разведение костров на стоянках возможно только при наличии оборудованного кострища. При повышенном уровне пожарной опасности рекомендуется использование горелок.

Вода

Вода из всех источников на маршруте пригодна для питья после кипячения.

Магазины

Есть в следующих населенных пунктах по маршруту:

• г. Богородск
  • с. Сережа

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Детальное описание движения по маршруту, разделенное на этапы.

Принятые сокращения:

км - километр

р. – река

оз. – озеро

Участок: Богородск-Ушаково (18 км)

1. От станции ж/д Кожевенное (г. Богородск) идти на С на улицу Вокзальную и по маркированной тропе идти З до улицы Механизаторов. Далее по улице Механизаторов до дома 15«а». Через 70 метров от дома 15 «а», поворот направо, на СЗ. Тропа выходит в поселок Песочное на ул. Родионова.
  2. По ул. Родионова нужно двигаться на ЮЗ до пересечения с улицей Центральной. По ул. Центральной следуем 1150 м СЗ. После ул. Центральной выходим на грунтовую дорогу СВ. Ориентир – ЛЭП. Через 400 метров, на перекрестке грунтовых дорог идти на СЗ. По грунтовой дороге идем 1700 метров на СЗ до асфальтовой дороги.
  3. По асфальтовой дороге после поля идем на ССВ к деревне Дубенки. Не заходя в деревню, сворачиваем на грунтовку на ЮЗ и через 300 метров грунтовки, повернув на СЗ, обходим деревню с Ю.
  4. На СЗ идем 500 метров в направлении опушки леса. Оставляем ее по левую руку и на развилке проселочных дорог поворот на ЮЗ.
  5. Не доходя 100 метров до лесополосы, направление меняется на З и по лесной маркированной тропе выходим к озеру. На южном берегу озера возможна стоянка.
  6. Озеро обойти с южной стороны по маркированной тропе на развилку полевых дорог. На развилке двигаться на СЗ по маркированной дороге вдоль балки. Через 1700 метров в лесу на правом борту балки маркированная тропа поворачивает на СВ и через 150 метров выходит на грунтовую дорогу у кромки поля. (Возможные места стоянки: 1. в точке поворота на СВ; 2. В 600 метрах на СЗ от точке поворота на СВ)
  7. По полевой дороге идти вдоль кромки леса на СВ до развилки. На ней повернуть на СЗ и 1 км. по полевой дороге идти до дороги асфальтовой у деревни Трестьяны.
  8. На развилке продолжать двигаться на СЗ (прямо) до и в обход деревни Подъяблонное. По асфальтовой дороге уходим на ЮЗ к лесозащитной полосе за забором. Обойти за забор и двигаться на ССЗ по асфальтовой дороге в направлении деревни Тетерюгино. (Продолжив движение прямо, выйдем во владения Амвросиева-Николаевского Дудина монастыря и на видовые площадки над р. Ока.)
  9. Перед входом в деревню Тетерюгино грунтовая дорога уходит на СЗ с плавным поворотом на З и ЮЗ. От деревни Тетерюгино на ЮЗ 1 км по прямой, через поле до развилки у входа в лес.
  • На развилке по маркированной тропе в лесу идти на ЮЗ к кукурузному полю около деревни Подвязье. Далее продолжать двигаться на ЮЗ по полю до развилки с информационным указателем. (Достопримечательности в д. Подвязье: Усадьба Рукавишниковых-Приклонских и видовые площадки на берегу р. Ока)
  1. После указателя на развилке продолжать двигаться в ЮЗ направлении (в обход д. Подвязье) до лесополосы, идущей вдоль проселочной дороги. По этой дороге вдоль лесополосы двигаемся 1 км ЮЮВ, затем 400 метров ЮЮЗ и выходим на берег озера. Продолжая движение мимо озера выходим на оборудованную стоянку «Берёзополье» на его южном берегу.

Участок: Ушаково – Убежицкий карьер (11км)

1. От стоянки «Берёзополье» на ЮЗ идет ровная прямая дорога, 700 метров вдоль лесополосы до перекрестка проселочных дорог.
  2. На перекрестке нужно повернуть на ЮВ и следовать вдоль промаркированных столбов в направлении деревни Ушаково. Дорога постепенно забирает на Ю и ЮЗ. Деревню Ушаково обходим с З и через 1 км выходим на асфальтированную дорогу.
  3. По асфальтированной дороге нужно следовать на СЗ 1 км до места где дорога начинает поворачивать вправо. Здесь спускаемся с асфальтированной дороги влево на дорогу проселочную и движемся на Ю в направлении перелеска.
  4. Примерно через 1 км обходим перелески с В и спускаемся к небольшому озеру. На ЮЗ берегу озера уютная березовая роща – хорошее место под стоянку.
  5. От озера грунтовая дорога ведет вдоль лесочка в направлении ЮЗ 500 метров до выхода на асфальтированную дорогу.
  6. По асфальтовой дороге идти на З 200 м до съезда вправо на грунтовку и прийти 100 метров на Ю в сторону лесного массива.
  7. Вдоль лесного массива идем по полевой дороге 1,5 км с общим направлением Ю до развилки у лесополосы разделяющей два поля.
  8. На развилке повернуть направо ЮЗ и идти вдоль лесополосы. Через 300 метров тропа уходит на ЮВ вдоль деревни Победиха и еще через 300 метров снова поворот на ЮЗ в деревню.
  9. Через деревню Победиха проходим метров 500 по марке с основным направлением Ю.
  • От последнего промаркированного столба уходит грунтовая дорога на Ю с плавным поворотом направо. На развилке идти к марке. Тропа уходит через брод к сосновому лесу. Возможный обход заболоченного участка – ЮЗ 300 метров с возвратом на маркированную лесную тропу – В 200 метров.
  • После брода тропа уходит на ЮЗ в сосновый лес. В сосновом лесу промаркированная тропа с основным направлением ЮЮВ через 1,5 км выводит к большому заболоченному участку перед железнодорожным полотном.
  1. ВНИМАНИЕ! Маркированная тропа уходит на СВ через болотистый участок по сухой местности! Через 250 метров ориентир – большая метка на сосне (картосхема 1). От сосны тропа уходит на ЮВ, 150 метров до железнодорожных путей. И еще 150 метров на ЮЗ вдоль путей до платформы о.п. 50 км.
  2. С В стороны от платформы развилка лесных дорог. На развилке идти        маркированной тропой на ЮЗ;   Ю, 750 метров до указателя на      оборудованную стоянку «Убежицкий карьер». До стоянки «Убежицкий        карьер» от указателя 300 метров на В.

Участок:  Убежицкий карьер – озеро Тосканка (13 км).

1. От указателя на стоянку двигаться по маркированной лесной тропе метров 350 на Ю, ЮВ, Ю до развилки. На развилке нужно двигаться на ЮЗ и далее на Ю в лес метров 600 до поля.
  2. По полевой грунтовой дороге двигаться на ЮЗ к лесопосадке до У-образного перекрестка между полей.
  3. На перекрестке у лесопосадки повернуть на ЮВ вдоль молодых берез и продолжать двигаться по проселочной дороге на ЮВ 1,5 км до перекрестка с асфальтовой дорогой и установленным на нем Информационным стендом. (Продолжив движение прямо, выйдем в деревню Кудрешки, родовое имение декабриста Бестужева-Рюмина М.П. Достопримечательности – барский пруд, остатки парка и памятник декабристу.)
  4. От информационного стенда маршрут продолжается по асфальтовой дороге на ЮЗ 1650 метров (в сторону лесополосы и за нее не сходя с дороги), на пересечении с проселочной дорогой на  З 150 метров и затем на Ю 400 метров в деревню Крутец.
  5. В деревне идти на Ю до развилки. Там повернуть направо З. После первого маркированного столба налево Ю по грунтовой дороге по маркам до брода через пересыхающую реку.
  6. От брода идти мимо озера (озеро оставляем по левую руку, есть места для стоянки) по грунтовой дороге по маркировке до смешанного леса (основная порода – ель) Ю. Идти вдоль леса по маркированной грунтовой дороге на ЮЗ. Тропа проходит мимо ЛЭП и уходит в сосновый лес на ЮЗ. В лесу идти по маркированной тропе. Сосновый лес в подросте широколиственный. До асфальтовой дороги.
  7. По асфальтовой дороге на Ю мимо пионерского лагеря и базы отдыха расположившихся по берегам озера (озеро оставляем по левую руку) доходим до ворот базы отдыха «Березки»; от них направо З в лес и по маркированной тропе Ю. В лесу следуем вдоль реки Кишма и через 500 метров доходим до перекрестка лесных дорог. Повернув направо З, через 200 метров выйдем к беркегу р. Кишма и хорошему месту для стоянки. После перекрестка маркированная тропа идет 1,5 км на Ю и ЮЗ до выхода из леса у поймы реки. (Еще одно возможное место для стоянки)
  8. После выхода из леса идти по грунтовой дороге на ЮЗ по марке. На первой развилке на Ю. На развилке в сторону соснового леса повернуть направо и продолжать движение в направлении г. Ворсма. На развилке под ЛЭП на Ю до Информационного указателя у трассы на Ворсму.
  9. ВНИМАНИЕ: ОПАСНЫЙ УЧАСТОК МАРШРУТА!!! Трассу допускается пересекать ТОЛЬКО ПО ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОДУ 600 метров на В от информационного указателя!!! После перехода трассы двигаться в обратном направлении З до гостиничного дома «Медведь» и еще одного Информационного указателя.
  10. От гостиничного дома «Медведь» по асфальтовой дороге на Ю в сторону озера по маркированной дороге доходим до Свято-Троицкого Островоезерского монастыря. Далее мимо монастыря (монастырь и автостоянку перед ним оставляем по правую руку,) уходит улучшенная грунтовая дорога вдоль дачных участков (дачные участки оставляем по левую руку) на ЮВ, В. вдоль соснового леса по грунтовой дороге до оборудованной стоянки «оз. Тосканка».

Участок: оз. Тосканка – оз. Ключик (6 км)

1. От стоянки «оз. Тосканка» маркированная тропа ведет через лес СВ 400 метров до ЛЭП. 300 метров тропа идет по ЛЭП, затем уходит на ЮВ в лес и 700 метров идет до выхода из леса В.
  2. На лесной опушке – развилка. На развилке берем на ЮВВ 700 метров по полевой дороге до лесополосы. У лесополосы Информационный указатель на д. Чудиново (возможный вариант схода с маршрута). У Информационного указателя поворачиваем на ЮВ и идем через поле 700 метров в направлении просвета между лесопосадками. Снова берем ЮВВ метров 150-200 до брода через пересыхающий ручей.
  3. После брода идти на ЮЗ вдоль леса по полевой дороге. Метров через 500 дорога поворачивает на ЮВ к лесозащитной полосе.
  4. Дойдя до лесополосы, продолжаем движение прямо до опушки леса. Дойдя до леса в балке повернуть на ЮЗ и идти вдоль леса до промаркированного столба. И дальше от леса по полю ЮЗ в просвет между лесами до «ворот» из маркировки.
  5. Продолжаем двигаться в ЮЗ направлении по лесной тропе до поля крапивы и через поле крапивы на ЮЗ к сосновому лесу мимо Информационного указателя на берегу озера Ключик. (Есть хорошие места для стоянок как на самом берегу озера так и в лесу Ю и ЮВ от озера)
  6. От озера уходим по маркированной тропе вдоль леса 100 метров ЮЮЗ и сворачиваем по дороге в лес ЮВ.

Участок: оз. Ключик – село Яковское (16 км.)

1. От оз. Ключик идем 1,5 км по маркированной лесной дороге с преимущественным направлением Ю. На выходе из леса – развилка, идти в сторону реки Сурин до грунтовой дороги вдоль русла.
  2. У реки поворот на ЮЮВ налево 300 метров до развилки там повернуть на В налево в верх по балке до озера.
  3. От озера на ЮВ тропа уходит вдоль березняка до развилки под ЛЭП. Идти 100 метров вдоль ЛЭП на Ю и повернуть на ЮВ.
  4. Идти по полевой дороге на ЮВ к лесозащитной полосе по маркировке и далее вдоль лесополосы до ее края с У-образной развилкой (метка на березе). На развилке продолжать движение на ЮВ в сторону следующей лесополосы из берез и далее ЮВ вдоль лесозащитной полосы до выхода в поле.
  5. По полю следовать в ЮВ направлении 300 метров (прямо по маркированным столбам) и 400 метров В до лесозащитной полосы.
  6. Идти воль лесозащитной полосы не отвлекаясь на развилки 1,5 км с преимущественным направлением на Ю до асфальтовой дороги Грудцино – Фроловское.
  7. По асфальтовой дороге идти ЮВ 1700 метров через село Фроловское до моста через реку Сурин.
  8. От моста подняться верх по дороге и повернуть на Ю в сторону лесозащитной полосы и идти полевой дороге вдоль леса 300 метров на ЮВ до кромки леса и выхода на большое поле. Пересечь поле в направлении на Ю 1,5 км до лесопосадок.
  9. Следуя марке пройти в просвет между лесопосадками и повернуть на ЮЗ в сторону деревни Лушниково.
  10. Следуя на ЮЗ по полевой дороге 1,5 км, проходим до просвета между лесами и выходим к небольшому озерцу у деревни Лушниково. У озера возможное место для стоянки.
  11. Через деревню следуем на Ю по столбам с маркой. После деревни развилка, на ней идти на Ю и ЮЗ в поле 3 км в направлении села Яковское.

Участок: с. Яковское – оз. Большое (22 км)

1. От остановки в селе Яковское двигаться 2 км по асфальтовой дороге на ЮЗ до поворота на деревню Батуриха. (Через 1 км возможная стоянка на берегу ручья)
  2. На повороте идти до деревни Батуриха 1800 метров по асфальтовой дороге на ЮВ. В самой деревне до зернохранилища. Покрытие – улучшенная грунтовая дорога.
  3. За зернохранилищем на ЮЗ по улучшенной грунтовой дороге 150 метров по маркам через деревню.
  4. И на выход из деревни по грунтовой дороге на ЮВ, затем через поле на ЮВ с затяжным поворотом на Ю. У дуба с маркой, плавный поворот на ЮВ до столба. От столба по грунтовой дороге на Ю до входа в охотничье хозяйство 2 км.
  5. После входа в хозяйство продолжать двигаться на Ю по грунтовой дороге (маркированная тропа). Потом по грунтовой дороге вдоль леса на ЮЗ до развилки. На развилке идти по тропе на ЮВ (не грунтовая дорога!) через забор к деревянному столбу.
  6. От столба на ЮВ 300 метров к мосту через пересыхающую речку.
  7. От моста идти маркированной тропой к водонапорной башне ЮВ, после башни на ЮВ к асфальтовой дороге.
  8. От асфальтовой дороги идти на Ю по грунтовой дороге в лес. После ворот двигаться вдоль плотного молодого березняка до домика охотника.
  9. От домика по маркированной лесной дороге на Ю до болотистого участка без леса.
  10. На болотистом участке продолжать двигаться на Ю к сосновому лесу и продолжать двигаться по грунтовой дороге до широкого автомобильного разъезда.
  11. Далее идти на ЮЗ по грунтовой дороге до развилки у старого охотничьего дома.
  12. На этой развилке налево на Ю по маркированной тропе до деревянного моста через реку.
  13. От моста продолжать двигаться по грунтовой дороге на ЮВ до развилки у деревни Бочиха.
  14. На этой развилке налево ЮВ до развилки на выходе из деревни. На этой развилке направо по маркам, через деревню Ю до метки на поворот.
  15. От метки на В в поле по тропе до грунтовой дороге на ЮВ (это дорога в обход Бочихи) до плаката «Огонь не щадит никого» и ворот.
  16. По грунтовой дороге идти в лес на Ю по маркированной тропе до развилки у лавочек.
  17. От развилки продолжать следовать на Ю по грунтовой дороге до плаката «Берегите природу». Налево от знака – озеро Большое, хорошие места для стоянок.

Участок: оз. Большое  – Старая Пустынь (15 км)

1. От знака продолжать двигаться по грунтовой дороге на Ю по маркированной дороге до развилки. На развилке идти в ЮЗ направлении по маркировке до второй развилки после моста через реку.
  2. На развилке идти на ЮВ по маркировке до оборудованной стоянки с домиком охотника.
  3. От стоянки продолжать двигаться на ЮЗ вокруг озера до широкой развилки со столиками. Есть хорошие места для стоянок.
  4. На развилке повернуть налево ЮВ до развилки со столом.
  5. На развилке идти на В по маркированной тропе до знака Сосновского лесничества «Берегите лес от пожара».
  6. На развилке идти на ЮВ до брода через пересыхающую реку.
  7. От брода двигаться на В по маркированной дороге до следующего брода через реку.
  8. После брода идти на ЮВ по грунтовой дороге по маркировке до асфальтовой дороги.
  9. По асфальтовой дороге идти на ЮВ до плаката о Пустынском заказнике
  10. От плаката идти на В по грунтовой дороге (плавный поворот направо) на асфальтовую дорогу и по ней на ЮВ на выход из деревни Старая Пустынь до входа в лес и столика.

Участок:  Старая Пустынь – станция Сережа (19 км)

1. От деревни Старая Пустынь продолжать двигаться 2 км на ЮВ по асфальтовой дороге до д. Пустынь.
  2. От знака деревня Пустынь продолжать двигаться на ЮВ по асфальтовой дороге до магазина.
  3. От магазина идти на Ю по асфальтовой дороге, у пожарного «колокола» повернуть на В до развилки на Наумовку.
  4. От развилки на ЮВ по асфальтовой дороге через 650 метров – Информационный указатель и через еще 500 метров оборудованная стоянка «Пустынь». Продолжая движение, через 6,5 км выходим к мосту через р. Сережа (есть места под стоянку).
  5. От моста на В через деревню Пошатово на Ю и ЮВ по асфальтовой дороге до поворота на деревню Судеб.
  6. От поворота продолжать двигаться по асфальтовой дороге на ЮВ, через 600 метров будет Информационный указатель. Следуем далее ЮВ до развилки Арзамас-Селенга.
  7. На развилке налево В по асфальтовой дороге до станции Сережа.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.