Калужская Ниагара (Протвино — Кременки)

Маркированный маршрут, Московская область, Калужская область
ПешийПростой маршрут
(Возможно: Вело, Лыжный)
Прогулочный маршрут по правобережью р. Протва. Грандиозная мельница в Юрятино, водопад Калужская Ниагара на Кислинском ручье, спуски и подъемы лыжной трассы Зубец, Ершовский водопад и красные глины, церковь и усадьба в Троицком, панорамные виды с борта долины.
Протяженность5–6 часов
Расстояние15.5 км
Набор высоты195 м
(+1.5 км, если зайти к Ершовскому водопаду и обрыву из красной глины)
Ключевые точки маршрута: Протвино — Юрятино — Кислино — лыжная трасса Зубец — Троицкое — Кременки.

Что интересного на маршруте

Маршрут проходит по правобережью р. Протва, между г. Протвино и Кременки.

Наукоград Протвино известен своим Институтом физики высоких энергий, действующим ускорителем У-70 и 21-километровым тоннелем так и не достроенного коллайдера.

На выходе из Протвино вы пройдете через мемориал “Рубеж обороны” в память о боях декабря 1941 года, когда 49-я армия остановила наступление немцев на Москву.

На другом берегу Протвы, куда вы попадаете по шаткому подвесному мосту, высится остов огромного кирпичного здания – пятиэтажной мельницы в Юрятино. Рядом на Протве порог на месте бывшей мельничной плотины. Также обратите внимание на могилу изобретателя Павла Голубицкого.

Дальше ваш путь лежит мимо древнего городища Спас-Городец к 4-метровому Кислинскому водопаду (он же Калужская Ниагара  – это самый высокий водопад Калужской области). Под струями водопада можно искупаться.

Потом дорога поднимается на самый верх правобережного склона, откуда с высоты более 100 м открываются панорамные виды на долины Протвы и Оки, города Протвино, Кременки, Оболенск, Серпухов и бескрайнее море лесов к северу.

Дальше маршрут петляет через овраги по подъемам и спускам лыжной трассы Зубец, проходит мимо скрытого в долине р. Лохоловки Ершовского водопада и обрыва с красными глинами, после чего, как самолет, заходящий на посадку, спускается в Троицкое. Где можно осмотреть церковь Живоначальной Троицы, руины усадьбы Дашковой и загадочный обелиск.

Маршрут заканчивается в г. Кременки.

Вот описание маршрута, более чем на половине протяженности совпадающего с нашим. Также рекомендуем рассказ Татьяны Липиной с отдельным материалом про Ершовский водопад и красные глины и фотоотчет Татьяны Воробьевой – из этих материалов нам стало известно о новых достопримечательностях на маршруте.

Важно знать

Ограничения и особенности

Весь маршрут проходит по хорошим дорогам и тропам. В сухую погоду можно пройти маршрут в кроссовках, сохранив их сухими. Во время и после дождя может быть грязно.

Спуск под Кислинский водопад крутой. Воспользуйтесь выкопанными в земле ступенями.

В сухую погоду маршрут проходим на велосипеде. Между Протвино и Кислино по тропе часто ездят велосипедисты, будьте осторожны.

В снежное время года маршрут проходить без лыж нельзя, так как это нанесет урон трассе, создаваемой волонтерами на народные средства! На части маршрута накатываются лыжные трассы. Скорее всего, будет прокатано от Протвино до Кислино и на лыжной трассе Зубец. При катании на лыжах по трассе Зубец надо соблюдать направление и пропускать тренирующихся спортсменов. КП:  возможно, придется проходить маршрут по другой части трассы из-за одностороннего движения.

Как добраться

Ближайшие города: Протвино (0 км), Кременки (0 км), Серпухов (15 км), Москва (120 км), Калуга (100 км).

До г. Протвино можно доехать на автобусе из Москвы (от ст.м. Южная, время в пути 2 часа) или Серпухова (время в пути около 40 мин.). До г. Кременки можно доехать от Серпухова или Протвино.

Места для отдыха и ночевок

Вблизи маршрута протекает р. Протва, на берегу которой можно устроить отдых или ночевку. Есть пляжи.

На старте лыжной трассы Зубец есть скамейка – удобное место для привала.

Есть место для отдыха с кострищем в долине р. Лохоловки, неподалёку от Ершовского водопада.

Вода

Вода из Протвы не может считаться чистой. К югу от маршрута, в долине р. Городянка есть родники (точка RODN1). Также есть родники по левому берегу Кислинского ручья, недалеко от водопада (точки RODN2, RODN3) и в долине р. Лохоловки рядом с Ершовским водопадом.

Магазины

Магазины есть в г. Протвино и Кременки, в с. Троицкое.

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от автостанции г. Протвино до перекрестка у автостанции г. Кременки.

Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена изгибом и/или стрелкой, указывающими направление движения. Дополнительная маркировка (на кустах в полях): красный скотч, флажки rutrail. На маршруте имеются обширные полевые участки, где маркировка может быть редкой или слабозаметной, а в некоторых местах – просто невозможной (дорога посреди обрабатываемого поля). Кроме того, в отдельных местах маркировка может быть уничтожена (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому при прохождении маршрута необходимо иметь его описание, карту, треки и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Маркировка и фото: Александр Тонис.

Сокращения: ПК – в направлении Протвино – Кременки; КП – в направлении Кременки – Протвино. В описании даны только основные перекрестки и развилки – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной тропы.

0.0 км (PROTVINO-AVT). Автостанция Протвино (проход между зданием автостанции и торговой палаткой). ПК начало / КП конец маршрута и маркировки. Автостанция удачно расположена на границе города и леса.

0.0-0.8 км (PROTVINO-AVT – MEMORIAL). Тропа в сосновом лесу.

0.8 км (MEMORIAL). Мемориал “Рубеж обороны” в память о боях декабря 1941 года, когда 49-я армия остановила наступление немцев на Москву. Братские захоронения с обелисками, реконструкция окопов, пушки, противотанковые ежи.

1.7 км (MOST1). Подвесной мост через Протву, который надо перейти. Граница между Московской и Калужской областями. ПК: после моста поверните направо. Далее надо около 3 км идти вдоль подножия коренного берега Протвы.

2.6 км (MELNICA). Остов пятиэтажной кирпичной мельницы в Юрятино. Можно войти внутрь. На Протве возле мельницы порог на месте бывшей мельничной плотины и капитальный пешеходный мост. Рядом со входом на мост – могила изобретателя Павла Голубицкого (GOLUBITSKY).

3.6км Мостик через р. Городянка. К югу от маршрута, на левом (северо-западном) берегу р. Городянка есть родники. В частности, хороший оборудованный родник есть в точке RODN1, туда можно дойти по тропам.

3.6-4.0 км тропа проходит через лес. Береговой склон очень крутой, кажется почти отвесным. Его прорезают глубокие овраги, по которым отходят тропы – зимой здесь лыжная трасса. На крутых склонах накатаны трассы для горного велосипеда.

3.7 км (SPAS-GOROD). Городище Спас-Городец, между р. Городянка и ближайшим с запада оврагом. По этому оврагу можно подняться на вал городища.

4.0-4.8 км. Дорога идет по полю в пойме Протвы. ПК: вдали виден финиш маршрута – церковь Троицы в Троицком и многоэтажные дома Кременок. Но идти еще далеко: маршрут сильно отклоняется к югу, поднимаясь на пологий береговой склон до самого верха и потом спускаясь оттуда.

4.8 км. Полевая дорога ПК уходит от Протвы и начинает подъем на береговой склон / КП спускается в пойму Протвы и поворачивает направо, вдоль ее правого края.

5.0 км (X-KISLINO). Развилка. ПК: дорога, идущая прямо, входит в дер. Кислино, нам туда не надо. Плавно поверните налево по полевой дороге. Развилка не маркирована.

5.0-6.8 км (X-KISLINO – X01). Полевая дорога идет вдоль Кислинского ручья, параллельно краю леса на расстоянии 50-100 м.

5.8 км (VODOPAD). Кислинский водопад, он же Калужская Ниагара  – это самый высокий водопад Калужской области (высота 4 м). Чтобы попасть к нему, надо возле столба ЛЭП отклониться от дороги по слабой дорожке ПК направо и вперед / КП налево и назад. Спуск к подножию водопада крутой. Воспользуйтесь выкопанными в земле ступенями. Под струями водопада можно искупаться. На противоположном берегу Кислинского ручья, чуть выше водопада, есть родники (RODN2, RODN3 – родник под яблоней).

6.8 км (X01). Перекресток вблизи вершины Кислинского ручья. Полноценная маркировка отсутствует. Две полевые дороги пересекаются под острым углом. Надо двигаться прямо, ПК по более слабой дороге, уходящей в поле, держа курс примерно на правый край леса / КП по дороге, идущей справа от леса (оврага Кислинского ручья) параллельно ему.

8.1-8.3 км (X02 – X03 – X04). Хитрая система Т-образных перекрестков в районе пересечения маршрута с автодорогой из Кременок на юг. Генеральное направление в результате остается прежним – примерно восток-запад. Но на перекрестках надо последовательно повернуть ПК налево, налево, направо / КП налево, направо, направо (на последнем повороте нет полноценной маркировки).

8.3 км (X04). Примерно здесь находится высшая точка маршрута, высота 225 м (а у Протвы урез воды 110 м).

8.3-9.6 км (X04 – X-ZUBEC). Бетонная дорога со слабым автомобильным движением.

9.6 км (X-ZUBEC). Т-образный перекресток. Поверните ПК направо по грунтовой дороге, уходящей в кукурузное поле / КП налево по бетонке.

9.8 км (SREZKA). Тропинка-срезка на лыжную трассу Зубец, позволяющая сэкономить 200 м. Но маркировка все же проложена через старт лыжной трассы.

9.9 км (ZUBEC-START). Старт лыжной трассы Зубец. Есть скамейка, можно присесть отдохнуть.

10.3 км. Овраг. ПК: после него – Первый подъем на лыжной трассе.

10.6-10.7 км (X05 – X06). Развилки на лыжной трассе. Надо повернуть налево, потом направо.

11.6 км. Овраг. ПК: после него – Земляничный подъем на лыжной трассе. Впрочем, в августе он был скорее яблочным: в верхней части подъема стоит яблоня с дикими яблоками.

11.3 км (ZUBEC-N). Северная точка лыжной трассы Зубец, выход из леса на поле. ПК: держитесь правее, так, чтобы справа был лес, а слева – поле. КП: в углу поля держитесь левее, идите дальше по тропе – лыжной трассе Зубец.

12.5 км (DUB). Большой и очень заметный дуб на поле. Виден даже с шоссе возле Кременок, когда едешь на автобусе.

От дуба можно спуститься по тропе в долину р. Лохоловки. Там вы увидите Ершовский водопад (VDP-ERSHOV), скалы из белого известняка (BEL_IZVESTN) и обрыв из красной глины (KRASN_GLINA). Есть родники (RODN4, RODN5) и кострище (KOSTR) – можно отдохнуть. Удлинение маршрута составит около 1.5 км.

13.4-13.5 км (X07 – X08). Перекрестки на краю с. Троицкое. Генеральное направление неизменно – ЮЗ-СВ, но на перекрестках надо последовательно повернуть налево и направо. В принципе можно и срезать по прямой, но ПК  с вылезанием на насыпь дороги / КП спуском с нее.

13.5-14.6 км (X08 – TEATR). Маршрут проходит через с. Троицкое.

14.1-14.2 км (TROICK-MAG1 – TROICK-MAG2). Большая площадь в центре села. С двух сторон ее магазины, а неподалеку находится обелиск (OBELISK), построенный в 18 веке Е. Дашковой.

14.5 км (TROICA). Церковь Живоначальной Троицы в Троицком. Напротив – развалины усадьбы Дашковой: парадные ворота (USADBA), два флигеля и театр (TEATR, впоследствии в здании располагались водяная мельница и крахмальный завод). От главного здания усадьбы мало что осталось.

14.6-14.9 км (TEATR – MOST2). Тропа наискосок через поле.

14.9 км (MOST2). Автомобильный мост через Протву, южный конец. В 100 м к западу – разрушенный пешеходный подвесной мост.

15.3 км (X-KREMENKI). Перекресток автомобильных дорог, въезд в Кременки. ПК: конец маркировки. Автостанция впереди, слева от большого здания ТЦ Кремль. КП: начало маркировки. Идите на юг, в сторону моста, по тропе за отбойником на правой стороне шоссе.

15.5 км (KREMENKI-AVT). Автостанция Кременки. ПК конец / КП начало маршрута.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.