Ущелье Бунчихи (Белопесоцкий — Жилево)

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийСредняя сложность
Маршрут проходит по Ступинскому району Московской области. Вы прогуляетесь вдоль сосновых пляжей Белопесоцкого затона на Оке, подниметесь на крепостной вал городища Старая Кашира (16 век) и, самое главное, проникнете в труднодоступное ущелье речки Бунчиха. Камни и скальные обломки в русле, выходы известняка на крутых склонах, - и все это в 100 км от Москвы!
Протяженность1–2 дня
Расстояние30.8 км
Набор высоты280 м
Ключевые точки маршрута: Белопесоцкий — городище Старая Кашира — Хочема — Старое — ущелье Бунчихи — СНТ Возрождение — ДОЛ им. Юрия Гагарина — Жилево.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Белопесоцкий — Возрождение21.4 км207 м
Возрождение — Жилево9.4 км73 м

Что интересного на маршруте

Ущелье Бунчихи: маленькая горная речка в Подмосковье. Крутые береговые склоны, изрезанные оврагами, выходы известняка и большие скальные обломки на берегах и в русле. Здесь заложен геокэшерский тайник, дважды проходил ММБ, а в апрельский паводок даже сплавлялись на каяках.

Городище Старая Кашира (16 век, а более древнее Старшее Каширское городище датируется VII-VI в. до н.э.): земляной крепостной вал высотой 15-20 метров, памятный крест, потрясающий вид на долину Оки.

Берег Белопесоцкого затона: живописное сосновое редколесье, интересный рельеф берегового склона, пляжи, много мест для купания и стоянки.

Долины рек Каширка и Хочемка: поля и перелески на склонах, дальние виды, простор, родники со вкусной водой.

Церкви: Тихвинской иконы Божией Матери в с. Среднее, иконы Божией Матери “Знамение” в с. Старая Кашира, Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Старое.

Важно знать

Ограничения и особенности

Хорошие дороги и тропы, удобные для движения, составляют около 70% маршрута. Остальное – грязные дороги, разбитые квадроциклами, колея в высокой траве, маркированная, но не протоптанная новая тропа в лесу (впрочем, протопчут, если маршрут станет популярным) и каменистые отмели р. Бунчиха. Если хотите сохранить ноги сухими, желательна высокая обувь. Комаров не очень много.

На маршруте имеются крутые склоны, скользкие мокрые камни. Используйте подходящую обувь. Рекомендуются трекинговые палки.

Участок маршрута, проходящий по ущелью Бунчихи, не рекомендуется для посещения во время или после сильных дождей и в период весеннего паводка, так как вода в реке может сильно подняться и движение по ней станет опасным. Кроме того, в мокрую погоду крутые склоны ущелья и камни в русле и на отмелях становятся скользкими, что тоже опасно.

Участок маршрута, проходящий по территории городища Старая Кашира, не маркирован, поскольку это значимый исторический объект. На прилегающих полях маркировка редкая, слабозаметная или легко разрушаемая.  Обязательно имейте с собой карту, описание и трек маршрута!

Направление движения по маршруту выбирайте с учетом того, что рекомендуемое место ночевки находится несколько ближе к Жилево, чем к Белопесоцкому, и что в Белопесоцком - хорошие места для купания.

В районе дер. Хочема - Лаптево имеется альтернативный вариант маршрута. Он длиннее на 2 км, более лесной и проходит через еще одну достопримечательность - мощный восходящий родник на левом берегу р. Хочемка, чуть ниже дер. Лаптево.

Как добраться

Ближайшие города: Кашира (4 км), Ступино (7 км), Москва (90 км).

До пл. Белопесоцкий и ст. Жилево можно доехать на электричке от Москвы-Павелецкой, время в пути – соответственно, около двух часов и около 1:40. Также можно сойти с маршрута (или выйти на него) на автобусных остановках Городище, Старое, Возрождение.

Места для отдыха и ночевок

Для ночевки лучше всего подходит лес на берегу р. Бунчиха или ее левого притока.

Вода

Питьевую воду можно набрать в родниках RODN1, RODN2, RODN3, а также в колодце в дер. Старое (KOL1) и в левом притоке Бунчихи (OVR1), если он не пересох. Вода в Оке пригодна для питья и приготовления пищи после кипячения.

Магазины

Пополнить запасы воды и еды, помимо Белопесоцкого и Жилева, можно в магазине дер. Городище.

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от железнодорожного переезда у восточного (дальнего от Москвы) конца платформы Белопесоцкий до восточного конца пешеходного моста на ст. Жилево. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): оранжевый скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). А на городище Старая Кашира маркировка и вовсе отсутствует. Поэтому настоятельно рекомендуем взять с собой распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Маркировка и фото: Александр Тонис, Алексей Пономарев.

Сокращения: БЖ – в направлении Белопесоцкий – Жилево; ЖБ – в направлении Жилево – Белопесоцкий. Перечислены только основные перекрестки и развилки дорог – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (BELOPES). Железнодорожный переезд у восточного (дальнего от Москвы) конца платформы Белопесоцкий. БЖ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите  с платформы, поверните налево, пройдите через переезд по автомобильной дороге Ступино – Озеры, после чего поверните направо, на улицу с тротуаром, идущую параллельно железной дороге. ЖБ: Конец маршрута. Билетная касса рядом, на другой стороне автомобильной дороги.

0.5км (X01). Перекресток перед кирпичным двухэтажным домом (ул. Левая Пойма 19). БЖ: первый асфальтовый поворот под прямым углом направо – нам туда. ЖБ: нам налево.

0.6км. БЖ справа/ЖБ слева воинский обелиск.

0.65км (X02). Площадь перед клубом. БЖ: нам направо, в переулок между гаражами, который кончается тропинкой через овраг. ЖБ: нам налево, по улице.

0.75км (X03). БЖ: тропа поднимается из оврага на дорогу. Здесь надо повернуть направо и почти сразу налево, на тропу, которая поднимается на высокую насыпь. ЖБ: тропа спускается на дорогу. Здесь надо повернуть направо и почти сразу налево, на тропу, которая ныряет в овраг.

0.75-0.85км (X03-X04). Тропа переходит через насыпь. Осторожно, крутой склон! Когда-то это был главный путь Павелецкого направления, он делал большую петлю, поднимаясь из Каширы в Ступино. В те времена мощности локомотивов не хватало на прямой подъем.

0.9км (X05). Развилка. БЖ: нам по левой дороге. ЖБ: слева сзади приходит дорога. Через 50 метров надо уходить влево, на тропу, которая поднимается на насыпь.

1.15-1.85км. Дорога идет вдоль Белопесоцкого затона, в сосновом редколесье. Много мест отдыха, пляжей. Стоят палатки. На другой стороне причалы для яхт и катеров и протока, соединяющая затон с Окой. С другой стороны дороги красивые дюны в сосновом лесу. Попадается старая колючая проволока: раньше здесь была территория учебного центра академии Жуковского.

1.85км (X06). БЖ: уходим с дороги на 45 градусов направо, на не очень хорошо заметную тропу, обходящую справа яму. Потом тропа выходит на дорогу, идущую вдоль берега Оки. ЖБ: выходим на дорогу, по ней налево.

2.25км. Переход канавы по тропинке.

3.55км. Переход еще одной канавы.

4.4км (X07). Развилка. БЖ: плавный поворот налево, на бетонку. ЖБ: Нам направо, на грунтовую дорогу через возделываемое поле. Маркировка была нанесена на мокрый бетон и могла стереться.

5км (X08). Перекресток. БЖ: основная дорога уходит налево. Нам направо и сразу налево, через канаву. ЖБ: Дорога выходит на бетонку. Нам по ней, налево.

5.75км. Переходим р. Каширка по мосту шоссе Ступино – Озеры.

5.85км. БЖ налево/ЖБ направо уходит дорога к броду через Каширку. Если дойти по ней до Каширки и еще чуть дальше по берегу, в Каширку будет впадать родник (RODN1).

6.05км (X09). БЖ: налево поднимается дорога на городище Старая Кашира. Нам туда. ЖБ: дорога спускается с городища на Т-образный перекресток. Нам направо, к мосту.

6.05-6.6км. Проход через городище. Осторожно, крутые склоны! Участок без маркировки. Рекомендуемый трек нарисован по юго-западной и северо-западной стене, но вы можете гулять по городищу как угодно, осматривая его. В южном углу стоит памятный крест. Высшая точка – восточный угол. Отовсюду открывается замечательная панорама во все стороны: долина Оки с современной Каширой и Каширской ГРЭС на том берегу, долина Каширки, куда продолжается маршрут на Жилево. Дальше по маршруту надо спускаться с городища: БЖ – с северного угла, в сторону заметной отдельно стоящей ветлы (VETLA), где возобновляется маркировка (трек нарисован по слабой колее квадроцикла в траве); ЖБ – через юго-западные ворота, откуда спускается дорога в сторону шоссе Ступино – Озеры.

6.6-7.05км (VETLA-X10). Участок по слабой колее в траве, с редкой маркировкой. Общее направление ЮЮВ-ССЗ с небольшим обходом излучины Каширки в середине. Северная часть этого участка идет между двух картофельных полей.

7.05-7.4км (X10-X11). Дорога между возделываемых полей.

7.4-9.9км (X11-X12). Дорога Городище – Хочема. Ближе к дер. Городище отсыпана гравием, но в лесу, севернее карьера (7.65км) по большей части разбита джипами. Грязно. В стенке карьера обосновались ласточки.

9км. БЖ справа/ЖБ слева от дороги в 50 метрах оборудованный родник (RODN2).

9.9-13.7км (X12-X15). Между этими точками можно пройти по альтернативному варианту маршрута. Он длиннее на 2 км, более лесной и проходит через еще одну достопримечательность - мощный восходящий родник на левом берегу р. Хочемка, чуть ниже дер. Лаптево (RODN4). Вариант не маркирован.

9.9-10.55км (X12-X13). Полевая дорога, обходящая дер. Хочема.

10.55-12.75км (X13-X14). Дорога Хочема – Лаптево.

10.95км. Брод через р. Хочемка. Если нет паводка, то глубина пешеходной части, выложенной камнями, – по щиколотку.

11.05-11.85км. Более восточный вариант дороги, с другой стороны от оврага. Кажется, менее видовой, чем наш западный вариант.

12.75-13.7км (X14-X15). Срезка мимо дер. Лаптево. Основные дороги из X14 и X15 уходят в деревню.

13.7-15.95км (X15-X16). Дорога Лаптево – Старое. 15.65км – БЖ начало/ЖБ конец асфальта.

15.95км (X16). Резкий поворот (БЖ на асфальтовую улицу/ЖБ на главную дорогу) на границе дер. Старое. В 50 метрах к северо-востоку на главной дороге автобусная остановка.

16.25км. БЖ справа/ЖБ слева церковь Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Старое. Рядом  старое здание в развалинах. Если верить Викимапии, там когда-то была начальная школа.

16.4-16.5км. Длинный и красивый мост-настил через овраг.

17.7-16.85км (X17-X18). Проход по улице на северной окраине деревни (на нее повернуть направо и потом с нее налево). В точке X18 маркировка не очень заметна, надо смотреть вниз (БЖ: поворачивать у дома 161).

17.05км (X19). БЖ: дорога поворачивает налево, а мы идем прямо, по слабозаметной тропе. Развилка маркирована туром, но сколько он простоит рядом с деревней…

(Состояние на июнь 2019г: тропа уверенно протоптана, как надо, развилки нет, тура тоже нет).

17.1км. Тропа БЖ входит в лес/ЖБ выходит из леса.

17.65-20.35км (X20-X21). Новая, прочищенная и промаркированная тропа по лесу и через ущелье Бунчихи. Маркировка идет часто, но надо внимательно за ней следить.

18.85(OVR1)-18.95км. Тропа спускается в овраг, проходит по его дну и поднимается на другую сторону. На момент создания тропы (июль) в точке OVR1 была проточная вода и даже небольшая ванна, удобная для забора воды. А ниже по течению русло было сухое – все же известняк, карстовый район. Вода может считаться питьевой. Рядом с точкой OVR1 неплохое место для стоянки.

19.1-19.25км. Маршрут проходит по руслу р. Бунчиха. В невысокую воду можно идти посуху, по береговым песчано-каменистым отмелям, и переходить речку по камням. Осторожно, камни скользкие и подвижные! В излучине – неплохое место для лагеря (CAMP1).

(Состояние на июнь 2019г: натоптанная тропа проходит по излучине, прямо через стоянку CAMP1, движения по руслу нет. От стоянки отходят несколько тропинок, правильная - самая БЖ левая / ЖБ правая.)

19.35км (SK1). Тропа огибает скальный обломок и БЖ поднимается от него резко вверх, на крутой склон правого берега/ЖБ спускается к нему. Внизу есть место, пригодное для стоянки. Будьте осторожны на склоне!

19.35-19.75км (SK1-SK2). Тропа идет по верху, ближе к точке SK2 пересекая несколько оврагов. Чем ближе к SK2, тем круче их склоны – требуется осторожность.

19.75-19.9км (SK2-SK3). Тропа идет вдоль реки, в основном по правому берегу, но в точке SK2 дважды пересекает реку в обход завала. По берегам выходы известняка, в русле и на берегу большие обломки с неровными сколами, иногда с отверстиями. Самые впечатляющие скальные выходы – в точке SK3. На левом берегу над крутым откосом – скальная стенка, как бы сложенная из блоков, в русле – несколько крупных обломков. Рядом, на правом берегу – хорошее место для лагеря. Поставлена информационная табличка. На левом берегу, чуть выше по течению, тоже место для отдыха – столик со скамейкой.

(Состояние на июнь 2019г: натоптанная тропа проходит верхом, над правым берегом, движение по руслу не требуется. К скальным выходам SK2 можно сходить радиально, спустившись по небольшому овражку).

19.9-20.35км (SK3-X21). БЖ: тропа поднимается из ущелья Бунчихи и по чистому липовому лесу выходит на старую дорогу Песочня – Возрождение. ЖБ: спуск в ущелье Бунчихи.

20.35-21.45км (SK3-VOZROZHD). Тропа по старой дороге Песочня – Возрождение. На самом деле там несколько параллельных вариантов этой дороги и тропа переходит с одного на другой.

21.45км (VOZROZHD). Пересечение шоссе Малино – Ступино по пешеходному переходу, автобусная остановка Возрождение. Отсюда можно уехать на автобусе в Ступино.

21.45-21.95км (VOZROZHD-X22). Асфальтовая дорога в снт Машиностроитель-4. БЖ: с нее надо свернуть налево в точке X22, почти сразу после входа в лес.

21.95км-22.35км. Хорошая тропа в чистом липовом лесу, по бровке оврага. В точке RODN3 (22.35км) – оборудованный родник БЖ справа/ЖБ слева от тропы.

22.35-23.3км. Грунтовая дорога. Ближе к выходу из леса (22.8км) перекопана траншеей, через которую переброшен пешеходный мостик. По полю дорога идет вдоль забора детского оздоровительного лагеря им. Юрия Гагарина с новыми яркими корпусами.

23.3-23.9км (X23-X24). Асфальтовое шоссе. В районе точки X23 большая площадь перед воротами ДОЛ им. Ю.Гагарина. ЖБ: надо с этой площади уходить за шлагбаум, на грунтовую дорогу.

23.9-25км (X24-X25). Грунтовая дорога по зарастающему полю и границе коренного леса. БЖ: сворачивать с шоссе налево в точке X24, через примерно 100 метров после пересечения с газопроводом.

25-25.15км. Пропашка по ЮЗ и ЮВ краям вырубки. БЖ: важно в точек X25 не уйти в лес по дороге, а продолжать двигаться по краю вырубки.

25.2-29.65км. Лесная дорога, переходящая в длинную и прямую просеку до самого Жилева. Просека может показаться скучной, но на самом деле лес вокруг разнообразный. Просека относительно чистая, хотя на ней встречаются отдельные бревна, лежащие поперек, и нагнувшийся орешник. Но есть и чистый лес, в котором просека выглядит, как парковая аллея, и красивые заболоченные поляны.

27.9км. Просека делает небольшую дугу, обходя геодезический триангуляционный пункт.

29.65-30.45км. Широкая просека, по которой идет малая ЛЭП.

30.45км(X26)-30.75км. Асфальтовая дорога – улица пос. Жилево.

30.75-30.9км. Тропа к пешеходному мосту через ж/д пути и сам мост. Маркировка БЖ заканчивается/ЖБ начинается в прямой видимости от восточного конца моста.

30.9км. Станция Жилево. БЖ конец/ЖБ начало маршрута. Касса и магазины на западной стороне ж/д путей.

Расписания элетричек и автобусов

Расписания в тексте даны на лето 2017г.  Со временем они могут измениться. Актуальные расписания можно найти по приведенным ниже ссылкам на сайт Яндекс-расписания.

Электрички Москва Павелецкая – Белопесоцкий.

Электрички Белопесоцкий – Москва Павелецкая.

Автобусы Среднее (пл. Белопесоцкий) – Городище: ~1 раз в час.

Автобусы Городище – Среднее (пл. Белопесоцкий): ~1 раз в час.

Автобусы Ступино (СМК, 1км от вокзала) – Старое: 5:10(кроме вс), 7:05, 9:50, 11:25, 14:50, 16:30, 19:35.

Автобусы Старое – Ступино (СМК, 1км от вокзала): 5:45 (кроме вс), 7:40, 10:33, 12:03, 15:31, 17:11, 20:16.

Автобусы Ступино (СМК, 1км от вокзала) – Возрождение: 1-2 раза в час.

Автобусы Возрождение – Ступино (СМК, 1км от вокзала): 1-2 раза в час.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.