Лопатинские карьеры

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийСредняя сложность
(Возможно: Вело)
Рекультивированные фосфоритные карьеры к востоку от города Воскресенск — красивые объекты, созданные в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника.
Протяженность2–3 дня
Расстояние37.4 км
Набор высоты190 м
Ключевые точки маршрута: Трофимово — Усадище — Осташово — Лопатинские фосфоритные карьеры — Шиферная.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Трофимово - Усадище9.8 км67 м
Усадище - Фосфоритный11.9 км68 м
Фосфоритный - Шиферная15.7 км56 м

Что интересного на маршруте

Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы).

Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).

Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озёра самых разных размеров и форм. На озёра приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро “Байкал” и гора “Эльбрус” (сейчас от него уже срыли большой кусок).

Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвящённая добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 “Лопатинский”) – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолёта, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной.

Растительность и животные

В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). На полянах, опушках и возле дороги много земляники.

На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей , зайцев, бобров, а в сосновом лесу – белок.

Важно знать

Ограничения и особенности

Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня).

Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве.

В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива.

Тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь, а в отдельных местах актуальны и резиновые сапоги.

Летом в сырых местах много комаров. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.

По характеру местности маршрут можно разделить на три участка:

1. Трофимово – Усадище, 9.8 км. В основном леса – суровые, с завалами, болотами, большими лужами на дороге и комарами. Имеется завал на дороге длиной 150м, хотя есть надежда, что он будет расчищен.
  2. Усадище – Фосфоритный, 11.9 км. От Усадища до Лопатинских фосфоритных карьеров идет колея по полю. Есть небольшие заболоченности и участки с высокой травой. В районе фосфоритных карьеров начинаются хорошие песчаные дороги.
  3. Фосфоритный– Шиферная, 15.7км. Хорошие песчаные дороги, с небольшим участком по колее в высокой траве в районе р. Медведка. Наиболее интересная часть маршрута. Здесь расположены основные достопримечательности. Затем тропа идет по лесу и по окраине г. Воскресенск.

Часть маршрута, пролегающая по району Лопатинских карьеров, может быть частично или полностью включена в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.

Как добраться

Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.

Ближайшие города: Воскресенск (~6 км), Егорьевск (~40 км), Москва (~100 км).

До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между электричками есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.

Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.

Места для отдыха и ночевок

Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходят места на берегах озер: REST1, REST2, REST3, REST4, REST5, GORN-OZERO, PERESHEEK. Также уютное место для ночевки имеется у родника (RODNIK2).

Летом в выходные стоянки у озер могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах.

Вода

Питьевую воду можно набрать в родниках (RODNIK1, RODNIK2), в ручье (RUCH), условно питьевую – в ручье (ZD1).

Следует учитывать, что вода в озерах фосфоритных карьеров может обладать привкусом. Воду, взятую не из родников, необходимо кипятить.

Поскольку на маршруте имеются длинные участки без питьевой воды, рекомендуется иметь при себе емкости для воды из расчета 2 литра на человека, что позволяет переночевать с ужином и завтраком в любом удобном месте, не привязываясь к воде.

Магазины

Пополнить запасы еды и питья можно в магазинах пос. Фосфоритный.

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от южного (дальнего от Москвы) конца платформы Трофимово до южного (дальнего от Москвы) конца платформы Шиферная. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Маркировка дополнена тремя информационными табличками: в начале и в конце маршрута, а также у родника (точка RODNIK2).

Сокращения: ТШ – в направлении Трофимово – Шиферная; ШТ – в направлении Шиферная – Трофимово. Фото Ольги Семенковой, Алины Токмашевой, Александра Тониса. На маршруте очень много перекрестков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (TROFIMOVO). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Трофимово, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и, не переходя пути, идите по тропинке вдоль них дальше от Москвы, на юг. Будьте осторожны: поезд по ближайшему к вам пути приближается сзади (левостороннее движение!). ШТ: Конец маршрута. Электричка на Москву останавливается у левой платформы (левостороннее движение!).

0.2км. ТШ: Перед мостом через р. Натынка, у километрового столба “84” тропа отходит от путей налево и спускается вниз, к речке. ШТ: Тропа поднимается на ж/д насыпь и идет вдоль путей.

0.25км. ТШ справа/ШТ слева от тропы – труба, из которой бьет вверх вода. Вода не питьевая – выкачивается из р. Натынка. Рядом табличка с информацией о маршруте. И Т-образный перекресток: ТШ направо/ШТ налево уходит дорога. Нам прямо.

Дорога идет по красивому полю с лесополосами, за которыми прячутся канавы. Обходя эти канавы, наш маршрут выписывает S-образную змейку.

0.5км (X01). Т-образная развилка. ТШ: Нам направо, а не прямо. ШТ: Справа приходит дорога. Нам налево.

2км (X02). ТШ: Поляна справа от дороги. В конце ее – развилка: справа приходит дорога. Нам налево. ШТ:

Поляна. При выходе на нее – развилка: левее уходит дорога. Нам направо.

2.2км. Дорога пересекает болото. В этом месте на дороге большая лужа.

2.7км. На дороге большая лужа. Обход осложнен бревнами в траве.

3.8км (X03). Т-образный перекресток. ТШ: Лесная дорога выходит на улучшенную грунтовую дорогу в месте ее поворота. Нам прямо по ней. ШТ: Главная дорога поворачивает направо. Нам прямо, по лесной дороге.

4.3км (X04). Перекресток. ТШ: Наша дорога пересекает асфальт и, становясь асфальтовой, уходит в сторону дер. Щербово. А нам сразу после перекрестка надо направо, по лесной дороге. ШТ: Лесная дорога выходит на асфальт. Нам по нему налево, до перекрестка и дальше по улучшенной грунтовке.

4.5км. Т-образный перекресток. На юг (ТШ направо/ШТ налево) уходит дорога, выводящая на асфальт. Нам прямо. Севернее (ТШ слева/ШТ справа) небольшое озерцо.

4.8км (X05). ТШ: Выход дороги на Щербовское поле. Нам направо. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса. ШТ: Налево в лес уходит дорога, приходящая из дер. Щербово. Нам по ней налево.

5.05км (X06). Развилка. ТШ: Справа из леса приходит разъезженная дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса. ШТ: Дорога поворачивает налево, в лес. Нам дальше вдоль границы леса, по более слабой колее.

5.45км (X07). Развилка. ТШ: Слева, из дер. Щербово приходит дорога. Нам по ней дальше вдоль границы леса.

ШТ: Прямо дорога уходит в Щербово. Нам налево, дальше вдоль границы леса.

5.6км (X08). Развилка. ТШ: Направо, в лес уходит дорога. Нам по ней. ШТ: Выход дороги на Щербовское поле.

Нам налево. Ближайшие 800 метров будем идти вдоль границы леса.

6.45-6.65км. Большая красивая поляна. Местами дорога заболочена.

7.8-7.95км (ZAV-X – ZAV-Y). Суровые завалы поперек дороги – последствия ураганов. Препятствие осложнено большими лужами и болотом. Есть надежда, что проход будет расчищен.

8.45км. Пересечение с ЛЭП. ТШ: Отсюда 0.75 км по прямой до другого пересечения маршрута с этой ЛЭП, до которого по маршруту идти без малого 3 км. Но срезать по ЛЭП не рекомендуем: дороги там нет, есть препятствия в виде травы, кустов и болот. А также нет оборудованного перехода шоссе А-108.

Дорога на этом участке приятная, идет по хорошему сосновому лесу. Правда, ближе к выходу на Усадищевское поле дорога сильно разбита лесовозами.

9.15км (X09). ТШ: Выход дороги на поле, развилка. Прямо дорога идет в Усадище. Нам направо, параллельно границе леса. Начинается большое поле – более 4 км, до самых Лопатинских карьеров. ШТ: Справа, из Усадища приходит наезженная дорога. Нам по ней налево, в лес. Далее лес с небольшими перерывами продолжается почти до пл. Трофимово.

9.4-9.7км. Трудный участок: колея в высокой траве, встречаются крапива и заболоченные участки.

9.73-9.87км. Пересечение шоссе А-108. Настоятельно рекомендуем не нарушать ПДД и перейти А-108 по пешеходному переходу. Это точка A108, в 60м к северо-востоку от выхода маршрута с обеих сторон к шоссе. Там же автобусная остановка “Берендино, трасса”, откуда можно уехать на автобусе в Воскресенск. Или приехать сюда из Воскресенска, если хочется исключить из маршрута трудный участок 1. ТШ: В точке X10 выход полевой колеи на асфальт (заезд в Усадище), почти к А-108. Нам направо, через А-108 и дальше на юго-восток. ШТ: После перехода А-108 отходим от него по асфальту в сторону Усадища и почти сразу (X10) сворачиваем налево, на небольшую дорожку.

10.4км (X11). Развилка. ТШ: Прямо колея уходит к железной дороге и дальше в Берендино. Нам же надо

направо. ШТ: Справа приходит колея. Нам налево, вдоль ЛЭП.

11.05км (REST1). К западу от дороги – небольшой островок соснового леса, пострадавший от низового пожара. Хорошее место для обеда: много дров, рядом в канаве есть вода, а в 100-150 м в сторону железной дороги – хороший ручей.

11.2км (ZD1). Пересечение с железной дорогой – под мостом, вместе с ручьем. При должной сноровке можно перейти, не замочив ног. В ручье можно набрать воды для обеда или ночевки. ТШ: Далее надо повернуть направо, вдоль ж/д, а вскоре (X12) – налево.

12.7км. С поля открывается вид на Белую гору (BEL-GORA).

13.1-13.3км (X13-X14). Участок по слабой колее в поле между шоссе и границей леса. Маркировка турами-треногами. Дополнительные ориентиры: ТШ – идти в угол поля; ШТ – идти на две трубы – внезапный кусок индустриального пейзажа среди большого поля.

Точка X14 – граница между большим полем и фосфоритными карьерами.

14.4км (X15). Т-образный перекресток. ТШ: повернуть направо; ШТ: повернуть налево.

14.6км (ELBRUS). Гора “Эльбрус” – высокий двуглавый песчаный бугор посреди открытой равнины и озер. Несколько лет назад он действительно был похож на Эльбрус, но сейчас кусок горы срыли, и вершина видна как двуглавая только с юго-восточной стороны. В обрыве поселились ласточки. Торопитесь посмотреть на это чудо – того и гляди, совсем сроют!

На вершину можно залезть. Наиболее пологий подъем – с северо-запада, по краю обрыва. Сверху открывается завораживающий вид на окрестные озера.

15.95км (REST2). ТШ справа/ШТ слева – стоянка со столом на берегу небольшого озера. Место отдыха. Песчаная дорога вьется по сосновым посадкам среди озер, иногда пересекая протоки между ними, подтапливающие дорогу.

17.5км (X16). Отсюда на 500м к востоку – сложный перекресток большого количества дорог в поле. Надо придерживаться приблизительного генерального направления восток-запад (по магнитному компасу, т.е. плюс 10 градусов восточного склонения), поперек ЛЭП. Ну и следить за флажками из красного скотча на ветках.

19.4км (REST3). ТШ слева/ШТ справа – пляж на берегу озера. Место отдыха и купания.

20км (X17-X18). Крутой ТШ спуск/ШТ подъем по склону между двумя плоскими равнинами. Будьте внимательны, и в X17, и в X18 – очень резкие повороты, больше 90 градусов.

20.4км. ТШ слева/ШТ справа – свежий карьер с крутыми, местами почти отвесными песчаными стенами.

20.8км (X19). ТШ: Сход с дороги направо по слабозаметной тропе. ШТ: Тропа выходит на хорошую дорогу. Нам по ней налево.

20.95км (ZD2). Пересекаем однопутную железную дорогу. Здесь со ст. Рудниковская курсирует несколько электричек в день между Егорьевском и Воскресенском, в основном в выходные дни.

21.05км (X20). ТШ: Входим в пос. Фосфоритный и продолжаем движение на юг по улице, которая вскоре

поворачивает налево (хочется срезать петлю трека и пройти прямо, но нельзя: путь преграждает частное владение), а в точке X21 снова направо. ШТ: Выходим из Фосфоритного по тропе – продолжению повернувшей направо улицы.

21.65км (X22). ТШ: Улица выходит на шоссе Егорьевск – Воскресенск. Надо пересечь его по пешеходному переходу, расположенному правее (ZEBRA+BUS), и продолжить по той стороне движение по тропе вдоль шоссе на запад. Здесь же и автобусная остановка “Стадион”, с которой можно быстро уехать в Воскресенск или Егорьевск. ШТ: Пересекаем шоссе по пешеходному переходу (ZEBRA+BUS) и почти сразу сворачиваем с шоссе налево. Дальше в точке X21 снова поворачиваем налево, а потом вместе с улицей направо.

21.8км (STELA). Стела, посвященная добыче фосфоритов. С другой стороны – стадион.

21.95-22.05км (X23-X24). Налево по улице поселка и при первой возможности снова направо, на тропу.

22.25км (X25). ТШ: Тропа вливается в дорогу. Нам дальше по ней. ШТ: Свернуть левее, по тропе.

22.6км (RODNIK1). К юго-востоку от дороги (ТШ слева/ШТ справа) родник. Место отдыха и набора воды. Там же озеро в старом карьере, заросшее ряской.

22.75км (X26). Сложный перекресток пяти дорог. Нам ТШ налево/ШТ направо.

Дорога идет по сосновому лесу на возвышенности, затем спускается в долину Медведки (ТШ).

23.45км (X27). Т-образный перекресток. Нам ТШ направо/ШТ налево. Рядом забавный бугор.

23.9км (MEDVEDKA). Старый мостик через р. Медведка. Бревна скользкие!

До и после мостика тропа идет в высокой траве и местами заболочена.

24.6км (RODNIK2). ТШ слева/ШТ справа от тропы – родник в овраге. Рядом уютное место для ночевки.

24.65км (X28). Т-образный перекресток на небольшой поляне. ТШ: Тропа выходит на дорогу. Нам по ней направо. ШТ: От дороги налево уходит слабозаметная заросшая тропа. Нам по ней.

24.95км (X29). Развилка дорог. ТШ: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо. ШТ: Основная дорога уходит правее. Нам по левой дороге.

25.4км (REST4). ТШ налево/ШТ направо назад отходит дорога к северной оконечности озера “Байкал”. Там есть хорошее место для отдыха и ночевки.

26.35-28км (X30-X35). На этом участке маршрут проложен углами по дорогам в сосновых посадках. Правые и левые повороты чередуются.

28км (X35). Поворот к месту отдыха и купания на берегу “Байкала”. Есть стол.

28.05-28.1км (X36-X37). Направо и сразу налево.

28.1км-29.4км (X37-X40). Прямая просека по плавным сосновым холмам. В точках X38 и X39 – пересечения с дорогами под острым углом. Сосны растут стройными рядами. Осенью там очень много маслят. Хотя стоит ли собирать их, выросших на обогащенной фосфатами почве, – вопрос.

29.4км (X40). Развилка дороги и просеки под острым углом. ТШ: Нам дальше по дороге. ШТ: Нам левее, по просеке.

29.6км (X41). Развилка. Надо держаться ТШ левее/ШТ правее.

29.85км (X42). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее.

29.95км (GORN-OZERO). Дорога поднимается на вершину холма (с восточной стороны – сквозь выемку). В 50 метрах к югу – прекрасное место отдыха: поляна с видом на горное озеро, блестящее внизу.

30.35км (CAR). Забавный артефакт: ржавый сожженный автомобиль на просеке.

30.95км (X43). Развилка. Надо держаться ТШ правее/ШТ левее. Песчаная дорога все идет через ровные ряды сосновых посадок. Ее регулярно пересекают другие такие же дороги – просеки в посадках.

32.15км (X44). Перекресток, на котором надо повернуть ТШнаправо/ШТ налево.

32.6км (PERESHEEK). Перешеек между озерами – ворота фосфоритных карьеров. Здесь граница между ними и лесом у Шиферной. На озерах можно купаться. Много мест для отдыха и ночевки.

33.25км (RUCH). Тропа пересекает ручей в овраге. Здесь можно набрать воды, если ручей не пересох.

33.25-34.95км (RUCH-X45). Тропа идет по прямой просеке, пересекая в точке ZD3 (34.7км) местную ж/д ветку. На тропе встречаются заболоченные места, а после сильных осадков, судя по рассказам, некоторые участки могут быть даже подтоплены.

34.95км (X45). Развилка. Основная, она же маркированная тропа ТШ уходит с просеки налево/ШТ приходит на просеку справа.

35.45-36.65км. Маршрут проходит по хорошей грунтовой дороге.

36.45км (X46). Развилка на границе микрорайона “Коммуна”. ТШ: Входим в поселок. ШТ: Входим в лес.

36.65-37.05км. Маршрут проходит по улице поселка.

37.05км (X47). Надо пересечь под острым углом улицу и двигаться дальше вперед.

37.07-37.2км (X47-X48). Маршрут проходит по тропе, срезающей угол между улицами.

37.2-37.35км (X48-X49). Идем по улице параллельно железной дороге. В точке X49 – табличка с информацией о маршруте и ТШ начало/ШТ конец маркировки.

37.4км (SHIFERN). Южный (дальний от Москвы) конец пл. Шиферная, восточная сторона (платформа от Москвы). ТШ: Конец маршрута. Касса на островной платформе (на Москву), магазин есть в 200 м от противоположного конца платформы. ШТ: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы, перейдите, если надо, на левую сторону (если Шиферная – не конечная остановка для электрички, то переходить не надо) и выйдите по тропинке на улицу поселка. Будьте осторожны: на ж/д левостороннее движение!

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.