Река Нерская

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийПростой маршрут
(Возможно: Вело)
Маршрут замечателен, прежде всего, природными красотами. Главная достопримечательность — просторные сосновые леса и пойменные поляны по берегу реки Нерской и ее разливов, жемчужины этих мест.
Протяженность6–8 часов
Расстояние23.2 км
Набор высоты106 м
Ключевые точки маршрута: ст. Подосинки — р. Нерская — Соболево — ст. Анциферово.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Подосинки - Соболево14.4 км39 м
Соболево - Анциферово8.8 км67 м

Отзыв о зимнем прохождении маршрута

Что интересного на маршруте

Просторные сосновые леса и пойменные поляны по берегу р. Нерской и ее разливов полюбились организаторам различных мероприятий: на полянах проводятся слеты туристических клубов, музыкальные фестивали. В разное время в Подосинках происходили такие крупные фестивали, как Слет гитарных школ, Летняя Кружка, Рок-Холмы, Чаща всего и другие. Также на этих полянах, конечно, постоянно происходят пикники, дни рождения, посиделки с гитарой.

А на поляне “Радуга” вы увидите настоящее произведение искусства – волшебный домик на деревьях с радугой вокруг него.

Также на маршруте расположен геокэшерский тайник Мерские веси

Почти весь маршрут проходит по лесам, характерным для Мещеры: на плоских возвышенностях – “парковые” сосновые боры-брусничники, в заболоченных низинах – лиственный лес и кустарник. Есть небольшой участок по полю, зарастающему молодыми сосенками.

Из животных на маршруте наиболее вероятно встретить белок.

Важно знать

Ограничения и особенности

Большая часть маршрута проходит по хорошим грунтовым дорогам, на которых лучшая обувь – кроссовки. Но есть небольшие участки по заболоченной тропе и по слабозаметной колее в высокой траве. Из-за этих участков тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь.

Летом на маршруте много комаров, особенно в сырых местах. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.

Участок маршрута Подосинки – Соболево может быть рекомендован для велосипеда.

Из населенной местности на маршруте – только два небольших садовых товарищества в районе платформы Анциферово, пересекаемых поперек.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому при прохождении маршрута рекомендуется сверяться с картой, треками и точками, загруженными в навигатор или телефон, и со словесным описанием маршрута, представленным в легенде.

В конце июля в районе поляны с радугой несколько дней проходит большое мероприятие 18+. На подходах стоит охрана, не пускает гуляющих с детьми. Учитывайте это при планировании прогулки.

Как добраться

Маршрут находится на востоке Московской области в Орехово-Зуевском районе.

До станций Анциферово и Подосинки можно добраться на электричке от Казанского вокзала Москвы (в пути ~1 час 43 мин).

На автомобиле из Москвы можно добраться по Егорьевскому шоссе (~100 км).

Маршрут может быть сокращен до варианта Подосинки – Соболево (15 км), с отъездом из Соболева на автобусе (прямые автобусы до Москвы из Егорьевска, Рошаля и других мест курсируют 3-6 раз в час).

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.

Места для отдыха и ночевок

На берегу р. Нерская есть целая серия стоянок и полян для пикников, в том числе, хорошо оборудованных. Летом в выходные многие из них могут быть заняты, в том числе, под различные мероприятия. На популярных стоянках возможен дефицит дров. Кроме того, имеются неплохие стоянки на пруду вблизи бывшего детского оздоровительного лагеря Мечта.

Не забудьте взять с собой необходимое групповое и личное снаряжение.

Вода

На маршруте нет естетсвенных источников питьевой воды. Возьмите достаточные запасы воды с собой. Воду из Нерской и пруда возле ДОЛ Маяк можно употреблять после кипячения. В 1.5 км от маршрута есть родник (точка RODNIK).

Магазины

Возьмите с собой достаточно еды и питья на предстоящие 1-2 дня пути. Пополнить запасы можно будет в Соболево.

Не забыть с собой

• Репеллент и накомарник.
  • Запасы еды и питья.
  • Подходящую одежду и обувь (возможны сырые места).
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от восточного (дальнего от Москвы) конца платформы Подосинки до западного (ближнего к Москве) конца платформы Анциферово. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Маркировка дополнена двумя информационными табличками, в начале и в конце маршрута. Следует учитывать, что на этих табличках длина маршрута занижена на 1 км.

Сокращения: ПА – в направлении Подосинки – Анциферово; АП – в направлении Анциферово – Подосинки. Фото Александра Тониса. На маршруте очень много перекрёстков и развилок дорог. В легенде даны только основные – те, которые необходимы для навигации по маршруту. На остальных перекрестках и развилках следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (PODOSINKI). Восточный (дальний от Москвы) конец пл. Подосинки. ПА: Начало маршрута. Выйдя из первого вагона (если ехать от Москвы), сойдите с платформы и поверните направо, на юг. Вы увидите информационную табличку и начало маркированной тропы. АП: Конец маршрута. Впрочем, если у вас нет обратного билета, имеет смысл финишировать у другого, западного конца платформы, где находится билетная касса.

0.2км (X01). ПА: Тропа выходит на шоссе. Нам по шоссе налево, надо пройти по нему примерно 150м. АП: С шоссе к восточному концу платформы Подосинки отходит маркированная тропа. Если у вас есть обратный билет на электричку (или мобильное приложение “мой проездной”, позволяющее купить его через интернет), можете следовать по этой тропе. Если же нет, придется пройти еще немного по шоссе, к западному концу платформы, где находится билетная касса.

0.35км (X02). ПА: От шоссе налево отходит грунтовая дорога. Нам по ней. И сразу будет развилка, на которой надо идти прямо, а не по правой дороге. АП: Дорога выходит на шоссе. Нам по нему направо.

1.3-1.4км. С юго-западной стороны дороги (ПА справа/АП слева) свежая вырубка.

1.85км (X03). Пересекаем шоссе. Нам прямо.

2км. ПА: Справа от дороги начинается снт Бор. Идем дальше вдоль его забора. АП: Слева от дороги заканчивается снт Бор. Идем дальше по дороге, выходящей из него.

2.1км (X04). ПА: Дорога уходит под 45 градусов налево. Идём дальше по тропе вдоль забора. АП: Справа сзади приходит дорога. Идём дальше по ней.

2.2км (X05). ПА: Слева сзади приходит дорога. Идем дальше по ней. АП: Дорога уходит под 45 градусов направо. Идем дальше по тропе вдоль забора.

2.3км. ПА: Справа от дороги заканчивается снт Бор. АП: Слева от дороги начинается снт Бор.

2.6-2.75км. С восточной стороны дороги (ПА слева/АП справа) свежая вырубка.

2.8км (X06). ПА: Развилка двух равнозначных дорог, которые потом сходятся в точке X09. Промаркирована правая дорога, но можно идти по любой (велосипедистам рекомендуется ехать по левой, так как на промаркированном варианте лежит бревно поперёк дороги). АП: Справа сзади приходит дорога – это был правый вариант. Нам прямо и чуть левее, к вырубке.

3.05км (X07). ПА: Основная дорога уходит правее, а налево от неё ответвляется более слабая дорожка. Нам по ней. Дорожка спускается в низину, там поперёк лежит бревно. АП: Слева приходит более накатанная дорога.

Нам по ней направо.

3.1км (X08). ПА: Справа приходит более накатанная дорога. Нам по ней налево. АП: Основная дорога уходит левее, а направо от нее ответвляется более слабая дорожка. Нам по ней. Дорожка спускается в низину, там поперек лежит бревно.

3.45км (X09). ПА: Слева сзади приходит дорога. Это был левый вариант. Нам прямо и чуть правее, вниз к ручью. АП: Развилка двух равнозначных дорог, которые потом сходятся в точке X06. Промаркирована левая дорога, но можно идти по любой (велосипедистам рекомендуется ехать по правой, так как на промаркированном варианте лежит бревно поперек дороги).

3.55км (RUCH1). Дорога пересекает ручей вброд. С краю положены бревна.

3.6км (X10). Перекресток. ПА: Справа приходит более накатанная дорога и немного наискосок пересекает нашу. Нам прямо. АП: Основная дорога на перекрестке поворачивает налево. Нам прямо, на спуск к ручью.

3.6-8.3км. На этом участке маршрут проходит по главной дороге, от которой ответвляется большое количество второстепенных дорог: в сторону р. Нерской – к туристическим стоянкам (условно обозначенных точками CAMP1-CAMP6, хотя на самом деле их во много раз больше), в другую сторону – к деревне Анциферово: фактически весь маршрут – это обход вокруг неё. В дни больших мероприятий и в сезон пикников по этой грунтовой дороге может ездить достаточно много автомобилей. На стоянках воду берут из р. Нерской или привозят с собой. Единственный в районе родник с хорошей питьевой водой (точка RODN) находится сильно в стороне от маршрута.

4.5-5км. Параллельно основной дороге с западной стороны (ПА справа/АП слева) идет дорога-дублер. Все развилки в сторону дер. Анциферово находятся на ней и с основной дороги почти не видны.

5.1-5.4км. Параллельно дороге с восточной стороны (ПА слева/АП справа) – старый карьер. В нем имеются сооружения – что-то, похожее на полосу препятствий.

6.35км (CAMP4). Апофеоз всего этого района туристических стоянок и полян для пикников – обширный оборудованный лагерь со столами, сценой, детскими и волейбольными площадками, туалетами. Настоящий небольшой город в лесу.

6.45км (RADUGA). Поляна “Радуга”. Большое детское сооружение: домик на деревьях с радугой вокруг него, качели, лотки для воды над рекой. Построен компанией ГнезДом.

6.7км (CAMP5). На берегу Нерской оборудованная стоянка с небольшим пляжем.

7км (X11). Развилка. ПА: Правее уходит дорога в дер. Анциферово. Нам нужно идти по левой дороге. АП:

Слева сзади приходит дорога из дер. Анциферово. Нам прямо.

7.6км (X12). Развилка. ПА: Правее уходит дорога в дер. Анциферово. Нам нужно идти по левой дороге. АП:

7.7км (X13). На юго-запад (ПА налево/АП направо) уходит дорога к стоянке CAMP6.

8.3км (X14). Развилка. ПА: Справа сзади приходит дорога из дер. Анциферово. Нам прямо. АП: Левее уходит дорога в дер. Анциферово. Нам нужно идти по правой дороге.

9км (X15). Развилка. ПА: Левее уходит дорога к стоянке CAMP7 и дальше по берегу Нерской. Поворот помечен желтыми стрелками – маркировкой турклуба МИСиС. Нам нужно идти по правой дороге. АП: Справа сзади приходит дорога со стоянки CAMP7. Нам прямо.

9-13.5км. На этом участке главная дорога одна. Ее пересекают и ответвляются другие дороги, пропашки и просеки, но идти надо всегда прямо.

10.16км (X16). Развилка. ПА: Налево уходит дорога в сторону лесничества на Нерской. Нам нужно идти прямо.

АП: Справа приходит дорога. Нам прямо.

Вокруг прекрасные сосновые леса.

13км. Развилка на поляне. ПА: Справа и слева под острыми углами приходят дороги. Нам прямо. АП: Налево и направо под острыми углами уходят дороги. Нам прямо.

13.15-13.3км. С южной стороны дороги (ПА слева/АП справа) свежая вырубка.

13.55км. Развилка. ПА: Маркированный маршрут поворачивает по дороге правее, в сторону пруда. Прямо продолжается дорога, которая потом пересекает заболоченную низину. На маркированном маршруте проблем нет. АП: Справа сзади приходит дорога. Нам прямо.

13.75км (X19). К северу от дороги (ПА справа/АП слева) пруд вблизи бывшего детского оздоровительного лагеря Мечта. На восточном берегу пруда имеется несколько неплохих мест для ночёвки, например, CAMP8. Со стороны западного берега от X19 уходит дорога к лагерю. АП: Этот поворот маркирован (не нами) красной стрелкой – туда поворачивать не надо!

14.05км (X20). Развилка. ПА: Слева сзади приходит дорога. Нам прямо. АП: Маркированный маршрут поворачивает по дороге левее, в сторону пруда. Прямо продолжается дорога, которая потом пересекает заболоченную низину. На маркированном маршруте проблем нет.

14.45км (X21). Т-образный перекресток. ПА: Налево – в Соболево, до автобусной остановки на Егорьевском шоссе 1 км. Также через окраину Соболева можно обойти по дорогам участок X22-X23, если не хочется идти 450м по слабой колее в высокой траве (в этом случае надо в точке X21 повернуть налево, а потом в первом возможном месте – направо, и вы придёте в X23). Направо по бетонной дороге – дальше по маршруту. АП: Прямо – в Соболево. Налево по грунтовой дороге – дальше по маршруту.

14.6км (X22). ПА: Бетонная дорога упирается в ворота заброшенного пионерлагеря Маяк. Нам налево, на луг, параллельно забору лагеря, по слабозаметной колее в высокой траве. Протяжённость этого трудного для движения участка – 450 метров. Рекомендуется идти по колее, на некотором расстоянии от забора, поскольку вдоль забора идёт пропашка, её не видно в траве, можно споткнуться.

15.05км (X23). ПА: Выходим на хорошую грунтовую дорогу. Идём по ней направо и готовимся довернуть еще правее. АП: Налево, параллельно границе леса и забору заброшенного пионерлагеря Маяк, уходит слабозаметная колея в высокой траве. Нам туда. Протяжённость этого трудного для движения участка – 450 метров, до точки X22. Рекомендуется идти по колее, на некотором расстоянии от забора, поскольку вдоль забора идёт пропашка, ее не видно в траве, можно споткнуться. Если вы не хотите проходить этот участок, его можно обойти по дорогам через окраину Соболева: от точки X23 продолжить движение вперёд, дальше повернуть налево, к дачам, и вдоль них ещё раз налево. Когда справа кончатся дачи, вы попадете в точку X21. Там поверните направо и продолжите движение по маркировке.

15.1км (X24). Развилка. ПА: нам по правой дороге, в перелесок. АП: Выход из перелеска. Справа приходит дорога, нам надо по ней, держась левее и готовясь довернуть ещё левее, на слабозаметную колею в высокой траве.

15.1-15.2км. Перелесок.

15.2-15.5км. Поле с березами.

15.5-15.65км. Поле заросло молодой сосновой порослью. Здесь и следующие 400 метров в обе стороны надо идти прямо, по основной дороге.

15.65км. ПА: Вход в коренной сосновый лес. АП: Выход из леса на поле, заросшее сосенками.

15.95км. С юго-восточной стороны дороги (ПА справа/АП слева) поляна. На момент маркировки (конец июня 2017г.) в этой части маршрута всюду цвели люпины – очень красиво.

16км. Дорога поворачивает на 45 градусов (ПА влево, на север/АП вправо, на юго-запад).

16.05км. ПА: Направо под 45 градусов уходит дорога, заваленная бревнами. Нам в конечном счете туда, но надо обойти завал. Пока идем вперед по основной дороге, игнорируя слабые дорожки, уходящие правее. АП: Слева сзади приходит дорога, заваленная бревнами. Нам прямо.

16.1км (X25). Пересечение дороги и просеки-пропашки восток-запад. ПА: Поворачиваем направо, по просеке на восток. АП: Поворачиваем налево, по дороге на юг.

16.15км (X26). Пересечение дороги и просеки-пропашки восток-запад. ПА: Поворачиваем налево, по дороге на северо-восток. АП: Поворачиваем направо, по просеке на запад.

16.25, 16.6, 17.3км. Еще красивые поляны на дороге.

17.35-17.5км. Дорога проходит по болоту, под ногами может быть сыро.

18.4км (X27). Поляна на повороте дороги. У южного края поляны в лесу есть кострище. Рекомендуемое место отдыха (мало комаров, так как поляна продувается). Севернее долго не будет таких мест. ПА: Далее дорога идёт по просеке на север. АП: Далее дорога идёт на юго-запад.

18.9км (X28). Пересекаем шоссе по просеке. Нам прямо.

19.5км. Заболоченность на просеке.

19.9км (X29). Пересечение просек. Нам прямо.

20.5км (X30). Развилка. ПА: Слева сзади приходит лесная дорога. Нам прямо по просеке. АП: Направо под 45 градусов уходит лесная дорога. Нам не по ней, а прямо по просеке.

20.6км (X31). Развилка. ПА: Направо под 45 градусов уходит лесная дорога. Нам не по ней, а прямо по просеке. АП: Слева сзади приходит лесная дорога. Нам прямо по просеке.

20.75-20.85км. Заболоченный участок дороги. Тропа обходит его по лесу с востока (ПА справа/АП слева).

20.95км (X32). Т-образный перекресток, резкий поворот. ПА: Просека упирается в дорогу. Нам по дороге налево. АП: Впереди видны дома, а направо, на юг от дороги уходит длинная прямая просека. Нам по ней.

21.45км (RUCH2). На краю дач (снт Вертолет-1) дорога пересекает ручей вброд. Можно обойти по краю.

21.55км (RUCH2). Т-образный перекресток. ПА: Лесная дорога упирается в дачную грунтовую автомобильную дорогу. Нам по ней направо. ПА: Налево уходит грунтовая дорога – за перелеском пересекает узкую полосу дач (снт Вертолёт-1) и входит в лес. Нам по ней.

21.6-21.7км. С западной стороны дороги (ПА слева/АП справа) дачи (снт Вертолет-1).

22.3-22.5км. Дорога пересекает дачи (снт Садовод, Вертолет-2).

22.5км. Перекресток на краю дач. ПА: Нам прямо, по тропе в лес. АП: Выход тропы к дачам (снт Вертолет-2).

Нам прямо, по улице.

22.7км. ПА: Тропа поворачивает левее. Нам по ней. Прямо продолжается плохо проходимая дорога. АП: Слева сзади приходит плохо проходимая дорога. Тропа поворачивает правее. Нам по ней.

22.85-22.95км. ПА справа/АП слева от тропы квадратная поляна с домом. Тропа проходит по её южному и западному краям.

22.9км. Т-образная развилка троп на юго-западном углу поляны. Нам (ПА направо/АП налево) по тропе вдоль края поляны.

23-23.2 км. К западу от тропы дачный поселок платформы Анциферово.

23.15км. Информационная табличка. ПА конец/АП начало маркировки.

23.2км (ANCIFEROVO). Западный (ближний к Москве) конец платформы Анциферово. ПА: Конец маршрута. Билетные кассы находятся с другой стороны железной дороги. АП: Начало маршрута. Выход из последнего вагона (если ехать от Москвы), далее на юг (налево, если смотреть в сторону Москвы).

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.