Шумновские озера

Маркированный маршрут, Тверская область
ПешийСредняя сложность
Маршрут весьма разнообразный — есть и коренные сосново-еловые леса и поля с березовыми перелесками, и озера с болотами, напоминающие Карелию. Главная цель — посетить три красивых озера: Большое и Малое Шумновские (ударение на первый слог) и небольшое безымянное лесное озерцо по дороге к ним из Конакова.
Протяженность4–6 часов
Расстояние13.0 км
Набор высоты52 м
Ключевые точки маршрута: Конаково — Шумновские озера — Федоровское.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Конаково — Шумновские озера8.4 км46 м
Шумновские озера — Федоровское4.5 км6 м

Что интересного на маршруте

Коренные сосново-еловые леса, поля с березовыми перелесками, озера с болотами, напоминающие Карелию. Большое и Малое Шумновские (ударение на первый слог) и небольшое безымянное лесное озерцо по дороге к ним из Конакова.

В дер. Федоровское можно осмотреть Успенскую церковь. Сейчас она в заброшенном состоянии.

Преобладающая растительность: хвойные леса (сосна, ель), заросшие лиственной порослью поля, в болотах низкорослые березы и сосны. В хвойных лесах встречаются черника и брусника, на болотах – багульник, пушица, немного клюквы.

На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей, зайцев, бобров.

Затопленный город-призрак Корчева находится в стороне от маршрута, но при желании можно заглянуть и туда. От Корчевы, по правде сказать, сейчас мало что осталось, только малозаметные заросшие просеки на месте улиц да остатки каменных фундаментов кое-где. И покореженные кресты на кладбище.

Важно знать

Ограничения и особенности

Несмотря на небольшую длину, маршрут рассчитан на подготовленных туристов, поскольку на маршруте встречаются болота, разбитые участки дорог с лужами и глубокими колеями, участки по высокой траве без хорошо заметной тропы. Если не хотите промочить ноги, берите резиновые сапоги.

Летом на маршруте очень много комаров, особенно в сырых местах. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.

Маршрут промаркирован в обе стороны, от пешеходного перехода через ж/д пути с южной стороны ст. Конаково-ГРЭС до автобусной остановки в дер. Федоровское.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому настоятельно рекомендуем взять с собой распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Как добраться

Маршрут проложен по Конаковскому району Тверской области между городом Конаково и деревней Федоровское.

Ближайшие города: Дубна (~32 км), Тверь (~79 км), Москва (~140 км).

Из Конаково можно добраться на автобусе до Дубны (паром, в пути ~45 мин), Твери (~1 час 44 мин) и Москвы (~3 часа 10 мин).

Из Москвы также можно добраться на электричке от Ленинградского вокзала (~2 часа 31 мин).

Из Федоровского можно доехать на автобусе до Дубны (паром, ~21 мин) или Конаково (~1 час 21 мин).

Населенных пунктов с транспортным сообщением на маршруте нет, за исключением начального и конечного пунктов, а также снт Речицы в 1 км к северу от маршрута.

Вообще населенной местности на маршруте мало, и проходится она по касательной.

В Федоровском автобусы бывают три раза в сутки. Возможно, имеет смысл проходить этот маршрут в противоположную сторону, заехав в Федоровское на автобусе из Конакова или на такси от парома в Большой Волге (в 2017г. цена порядка 300р), а финишировать в Конаково.

Для тех, кто путешествует на автомобиле, рядом со станцией Конаково есть бесплатная парковка.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.

Места для отдыха и ночевок

Маршрут легко проходится за один день. Однако, при желании, можно остановиться на ночевку с палаткой у Шумновских озер, но разводить костер там не следует, так как можно подпалить торф. Используйте горелки для приготовления пищи. В таком случае не забудьте взять с собой необходимое групповое и личное снаряжение.

Вода

На маршруте нет естетсвенных источников питьевой воды. Возьмите достаточные запасы воды с собой. Вода из озер пригодна для питья после кипячения.

Магазины

Возьмите с собой достаточно еды и питья на предстоящие 1-2 дня пути. Запастись всем необходимым можно в Конаково.

Не забыть с собой

• Резиновые сапоги.
  • Репеллент и накомарник.
  • Запасы еды и питья.
  • Подходящую одежду.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Основная маркировка: две белые полосы и синяя между ними (в восточной части – голубая). Как правило, полосы вертикальные, за исключением небольшого участка возле ст. Конаково-ГРЭС и тонких деревьев, где полосы горизонтальные или косые.

Дополнительная маркировка (в отдельных местах): голубые полосы на деревьях, красно-белые таблички RUTRAIL. Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту.

Маркировка дополнена тремя информационными табличками: в Конаково, на Большом Шумновском озере и Федоровском. Следует учитывать, что на этих табличках расстояние между Шумновскими озерами и Федоровским завышено на 0.5км.

Сокращения: КФ – в направлении Конаково – Федоровское; ФК – в направлении Федоровское – Конаково.

Фото Александра Тониса (+ 2 фото Андрея Чупикина).

0км (KONAKOVO). Входной павильон ж/д станции Конаково-ГРЭС. КФ: Начало маршрута. После выхода из павильона надо двигаться вдоль ж/д путей на юг, в сторону Москвы, до перехода через пути. ФК: Конец маршрута. Справа вход на станцию, слева автобусы и магазины. На площади памятник П.П. Конакову.

Начало маркировки у станции Конаково-ГРЭС.

0.25км (RAILWAY-CROSS). Пешеходный переход через ж/д пути. КФ: Пересекаем пути и поворачиваем налево по бетонной дорожке. ФК: Пересекаем пути и поворачиваем направо, к станции.

Возле перехода на дорожке установлена информационная табличка.

0.45км (N-BET) КФ: Бетонная дорожка поворачивает налево. Нам прямо, по широкой дачной тропе. ФК:

Справа приходит бетонная дорожка. Нам прямо по ней.

0.65км (X01) КФ: Развилка троп. Направо уходит тропа в снт Прогресс, а нам прямо, в снт Корчевское. ФК: Слева приходит тропа из снт Прогресс. Нам прямо.

По последним данным между точками X01 и снт Корчевское маркировка уничтожена.

2.2км (DACHI-NW). КФ: Тропа приходит в снт Корчевское. Надо повернуть направо, на ЮВ, и двигаться вдоль границы дач почти до их южного угла (до прудика). ФК: Незадолго до конца дач повернуть налево, на широкую тропу к станции.

Это садовое товарищество получило свое название от затопленного города-призрака Корчева, и действительно от Корчевского можно продолжить путешествие через снт Речицы и далее на север по длинной грязной дороге, которая приведет вас в заброшенный город.

Эти 650м по краю дач – единственный населенный участок на всем маршруте.

2.85км (DACHI-SE). КФ: За 50м до конца дач, сразу после прудика справа, повернуть направо, на тропу, к голубой метке на березе. Следующие 250м, до точки X02, тропа идет в основном на восток и размечена голубыми метками. Примерно в середине этого участка тропа пересекает небольшой ручей, перед ним небольшая тропинка приходит справа, а после него еще одна уходит налево. ФК: Тропа входит в дачи (слева прудик). Нам налево вдоль границы дач.

Предыдущая версия маршрута между точками DACHI-SE и X02 проходила по границе дач и лесной дороге. Маркировка на этом участке была уничтожена – закрашена белой или темной краской. Видимо, какому-то дачнику не понравилось, что рядом с его домом появились странные знаки. Сейчас маршрут проложен в обход этой части дач. Но не исключено, что вандализм распространится дальше по маршруту.

От точки X02 до первой достопримечательности – небольшого безымянного лесного озера (MAL-OZERO-ST, я не нашел его названия, поэтому будем называть его безымянным) траектория маршрута извилиста, и тропа не всегда протоптана, надо внимательно искать разметку.

3.1км (X02). КФ: Слева приходит лесная дорожка. Нам по ней прямо. ФК: Развилка. Прямо продолжается лесная дорожка, налево под небольшим углом уходит тропа. Нам левее, по тропе. Следующие 250м, до точки DACHI-SE, тропа идет в основном на запад и размечена голубыми метками. Примерно в середине этого участка тропа пересекает небольшой слегка заболоченный ручей, перед ним небольшая тропинка приходит справа, а после него еще одна уходит налево.

3.15км КФ: Дорожка выходит из леса на частично заросшее поле. ФК: Дорожка входит в лес.

3.3км (LEP1-N). КФ: Колея становится слабозаметной в высокой траве, подходит к ЛЭП и поворачивает налево. Нам надо повернуть направо, на юг, и пройти вдоль ЛЭП 70-80 метров, пересекая ее под острым углом. Под ЛЭП высокая трава, заметной тропы может не быть. ФК: Надо повернуть с ЛЭП налево, на запад, по слабозаметной колее, приходящей с севера.

3.4км (LEP1-S). С ЛЭП тропа поворачивает налево, на ВСВ, на прочищенную тропу по границе коренного леса (внутри него). КФ: Тропа подходит к ЛЭП и поворачивает направо, на север. Надо пройти вдоль ЛЭП 70-80 метров, пересекая ее под острым углом. Под ЛЭП высокая трава, заметной тропы может не быть.

3.5км (X03). КФ: Поворот направо, с прочищенной тропы на лесную дорожку. ФК: Поворот налево, с лесной дорожки на прочищенную тропу.

3.6км (X04). КФ: Поворот налево, на лесную дорожку. ФК: Поворот направо, на лесную дорожку.

3.65 и 3.75км (X05). КФ: Развилка. Направо – к нашей первой цели, безымянному лесному озеру. Налево – дальше по маршруту. ФК: Развилка. Налево – к еще одной достопримечательности на нашем маршруте, безымянному лесному озеру. Направо – дальше по маршруту.

3.7км (MAL-OZERO-ST). Безымянное лесное озеро, зарастающее болотной травой. В этом красивом месте можно устроить привал. Есть стол со скамейками. В октябре 2015 года через эту поляну прошли полторы тысячи участников Московского марш-броска: здесь была смена карт ММБ-2015-осень.

От безымянного озера возвращаемся на ближайшую развилку X05 и идем дальше по маршруту.

3.85км. КФ: Выходим из леса. ФК: Входим в лес.

3.95км (X06). КФ: Пересекаем очередную ЛЭП и выходим на дорогу, идущую параллельно ей. Здесь надо повернуть направо, т.е. на восток. ФК: Дорога выходит из зарослей на открытый участок, и в этом месте надо сразу уходить налево, на юг, по слабозаметной колее, пересекающей ЛЭП.

Следующие два километра маршрут (КФ) проходит по зарастающим полям

и пересекает еще несколько ЛЭП – их много расходится в разные стороны от Конаковской ГРЭС.

Между точками X06 и KAN1+LEP3 с юга параллельно нашей дороге идет еще одна, но идти по ней вам не захочется: там очень сыро.

4.25км (LEP2). Пересечение с ЛЭП.

4.25км (KAN1+LEP3). Пересечение с ЛЭП. КФ: Пересекаем попутную канаву, смещаясь немного налево (на север) и потом снова на восток. ФК: Пересекаем попутную канаву, смещаясь немного направо (на юг) и потом на северо-запад.

4.75км (X07). КФ: Поворот с основной дороги налево, на северо-восток, на слабозаметную колею в зарослях.

ФК: Поворот направо, на запад, на более прокатанную дорогу.

5км (X08). КФ: Выход с заросшего поля на открытое. Колея в этом месте может быть очень слабозаметной из-за высокой травы. Справа сзади приходит другая слабозаметная колея. ФК: Перед “мысом” из зарослей и последующим входом в них – развилка слабозаметных колей в высокой траве: одна продолжается прямо, другая поворачивает на 45 градусов налево. Нам прямо. Впрочем, и по левой дорожке вы выйдете примерно туда же, на дорогу вблизи точки X07.

Вообще в этом поле маркировка нанесена в основном на тонких стволиках, поскольку толстых деревьев с заметными стволами там почти нет.

5.3км (KAN2). КФ: Пересекаем попутную канаву, смещаясь немного налево (на север) и потом снова на северо-восток. По другим дорогам (на север, на восток) идти не надо. ФК: Пересекаем попутную канаву, смещаясь немного направо (на юг) и потом снова на запад-юго-запад. По другим дорогам (на север, на восток) идти не надо.

5.4км (LEP4). Пересечение с ЛЭП.

6км (X09). КФ: С юга, со стороны Шумнова приходит дорога. Нам налево, на север. Заросшее поле кончается,

входим в коренной лес. ФК: Выходим из леса на поле, заросшее молодыми лиственными деревьями.

Развилка: прямо на юг (в Шумново) и направо. Нам направо.

6.1км (SHLAGBAUM). Дорога перегорожена шлагбаумом. КФ: Это знак, что надо остановиться – отдохнуть и приготовиться к болоту и комарам. Самое время надеть сапоги и опрыскаться репеллентом. До стоянок на Большом Шумновском озере осталось немногим больше двух километров, но это самый трудный участок пути. ФК: Самый трудный участок маршрута закончился. Дальше будет суше.

6.25км (BOLOTO1). Болото, куда основная дорога провалилась на неизвестную глубину, а идущая параллельно тропа более проходима. Но все равно там мокро и местами грязно.

6.35км (X10). КФ: Тропа выныривает из болота, возвращается на основную дорогу и поворачивает направо, на восток на Т-образном перекрестке. ФК: Т-образный перекресток. Нам налево. Вскоре дорога ныряет в глубокое болото, наша тропа уходит левее, в более проходимую часть болота.

6.5км (BOLOTO2). Дорога ныряет в следующее болото. На дороге грязь и большие лужи, она разбита квадроциклами и лесовозами по всей своей немалой ширине. Это небольшой отросток основного обширного Шумновского болота, простирающегося на пару километров к юго-востоку. Там раньше были Шумновские торфоразработки.

Восточнее болота дорога проходит краем вырубки и входит в лес.

Местами встречаются короедные очаги, старательно пропиленные.

6.65км (VYSHKA). КФ: Минуем слева охотничью вышку, после чего справа – заросшую вырубку. ФК: Миновав заросшую вырубку слева, видим справа охотничью вышку.

7.1км (X10). Развилка. КФ: Прямо уходит основная дорога, а направо – тропа, по которой мы и продолжаем движение. ФК: Тропа вливается в дорогу. Нам по дороге налево.

На самом деле оба варианта приводят в одно и то же место. Разница только в том, с какой стороны огибается Малое Шумновское озеро. Но на основной дороге значительно более сыро, чем на тропе, а вместо прекрасного озера вы бы увидели только вот такие лужи до горизонта:

7.5км (BOLOTO3+KAN3). На тропе тоже есть небольшое болото с южной стороны Малого Шумновского озера, где из него выходит канава. Июнь 2017 года – еще поздняя весна, я застал цветение пушицы и багульника:

Само Малое Шумновское озеро и тропа вдоль него:

7.65км (OZ-M-SHUMN-ST). Стоянка с кострищем на Малом Шумновском озере. Возможное место ночевки. Мы призываем воздержаться от разведения костра, чтобы не подпалить торф.

7.7км (X12). КФ: Тропа выходит на дорожку северного направления. Нам по ней налево. ФК: От дорожки направо ответвляется тропа. Нам по ней.

7.9км (X13). КФ: Т-образный перекресток лесных дорог. Нам направо, на основную дорогу. КФ: Т-образный перекресток лесных дорог. Нам налево, по менее прокатанной дороге. Не пропустите этот левый поворот, иначе улетите на северный обход Малого Шумновского озера с огромными лужами и без вида на озеро.

7.95км (X14). КФ: Направо уходит слабая колея квадроцикла. Нам пока по основной дороге, которая заворачивает левее. ФК: Налево уходит слабая колея квадроцикла. Нам пока по основной дороге, которая заворачивает правее.

8км (X15). КФ: Направо под 45 градусов уходит слабая колея квадроцикла. Нам по ней. ФК: Колея вливается в основную дорогу. Нам по ней налево.

8.1км (X16). КФ: слева сзади приходит колея квадроцикла. Нам надо держаться правее. ФК: Развилка. Колея квадроцикла уходит направо под 45 градусов, левее – другая, более слабая колея. Нам надо держаться левее.

8.15км. КФ: Все, мы, наконец, попали к основной цели нашего небольшого путешествия – к Большому Шумновскому озеру. Грязные колеи кончаются, вдоль озера идет тропа. ФК: Отходим от озера направо, по колее квадроцикла.

Большое Шумновское озеро:

Встать на ночевку можно в любом месте, на просторном сосновом берегу. Мы призываем воздержаться от разведения костра, чтобы не подпалить торф.

8.4 и 8.5км (X17). Стоянка с кострищем на Большом Шумновском озере. Развилка с информационной табличкой. КФ: Прямо, по берегу – к другой стоянке, со столом. Налево, от озера по слабой тропинке – продолжение маршрута в сторону Федоровского. ФК: Налево, по берегу – к другой стоянке, со столом. Направо, по берегу – продолжение маршрута в сторону Конакова.

8.45км (OZ-B-SHUMN-ST). Оборудованная стоянка со столом и чьей-то лодкой.

8.65км (X18). Развилка. КФ: тропинка выходит на дорогу. Нам направо. ФК: От дороги налево отходит слабая тропинка в сторону просвета, в котором угадывается озеро. Нам по ней.

9.05км (X19). КФ: Дорога упирается в заболоченную пойму ручья. Впереди вода. Нам налево. Далее дорога разветвляется на несколько колей, которые в разных местах преодолевают болото и ручей. Чем севернее, тем суше переход. ФК: Колея возвращается на основную дорогу, выныривающую из болота. Нам направо.

9.25км. Пересечение колеи и ручья.

9.4км (X20). КФ: Колея возвращается на основную дорогу, выныривающую из болота. Нам налево. ФК: Дорога упирается в заболоченную пойму ручья. Впереди вода. Нам направо. Далее дорога разветвляется на несколько колей, которые в разных местах преодолевают болото и ручей. Чем севернее, тем суше переход.

9.45км (POL). Небольшая поляна на дороге. КФ: Место отдыха после преодоления болота. Далее до конца маршрута надо все время двигаться на восток по основной дороге, никуда не сворачивая. ФК: Место отдыха перед преодолением болота.

10.2км (X21-STOL). Пересечение дороги и просеки-пропашки север-юг. Место отдыха со столом.

Вокруг прекрасный коренной сосновый лес.

10.6км (X22). Дорожка на юг. Нам прямо по основной дороге.

10.7км (X23). Просека на юг. Нам прямо по основной дороге.

11.2км (STOL). Место отдыха со столом.

11.4км (X24). КФ: Слева сзади приходит дорожка. Нам прямо, по колее, которая идет вдоль основной дороги чуть севернее (левее) нее. На самой основной дороге встречаются грязь, лужи и упавшие бревна. ФК: Направо под 45 градусов уходит дорожка. Нам прямо по основной дороге.

11.7км. КФ: Выходим из леса на поле. Нам прямо, по дороге вдоль его северной границы. ФК: Вход дороги в лес. Лучше войти в лес чуть раньше, по колее, ответвляющейся направо и идущей потом параллельно основной дороге, севернее нее. Так будет меньше грязи и луж. Но можно идти и по основной дороге.

11.85 – 12.1км. Перелесок. КФ: дорога выходит из перелеска на возделываемое поле. До точки X25 маршрут не маркирован, но дорога одна – идет на восток по полю в сторону вышек сотовой связи (двумя вариантами, правый приятнее). ФК: проходим через перелесок на следующее поле.

12.65км (X25). Т-образный перекресток дорог. Здесь же дорогу пересекает малая ЛЭП. КФ: Нам прямо, по дороге-аллее в лесополосе. ФК: Нам прямо. Продолжение пути маркировано туром-треногой. Дальше дорога идет 550м по возделываемому полю. На нем маркировки нет, но дорога одна, на запад (двумя вариантами, левый приятнее).

13км (FEDOROVSKOE). КФ: Дорога выходит на шоссе. Конец маркировки. Автобусная остановка в 50 м к югу.

ФК: Грунтовая дорога отходит от шоссе на запад в 50м к северу от автобусной остановки. Начало маркировки.

Информационная табличка на столбе. Генеральное направление движения на ближайшие 3.6км – на запад, по единственной дороге. Направление задают три вышки сотовой связи, стоящие в ряд.

В Федоровском можно осмотреть Успенскую церковь.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.