Фирсановка — усадьба Середниково

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийСредняя сложность
Маршрут проходит по лесной местности, имеет участок небольшой живописной долины, несколько переходов по мостам через речки Сходня и Горетовка. На маршруте расположены озеро «Щепкино болото», Храм Святителя Алексия, киногородок «Piligrim Porto», Усадьба Середниково.
Протяженность4–6 часов
Расстояние14.1 км
Набор высоты128 м
Ключевые точки маршрута: Ст. Фирсановская — озеро Щепкино болото — ст. Малино — Середниково — пос. Санатория мцыри.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Фирсановка — Озеро Щепкино болото6.1 км61 м
Озеро Щепкино болото — ст. Малино1.3 км17 м
ст. Малино — Усадьба Середниково6.8 км51 м

Видео от маркировщиков маршрута

Что интересного на маршруте

Пеший маршрут начального уровня, подходящий для однодневного похода. Возможность выйти на маршрут сразу со станции пригородной электрички, небольшая протяженность, простота рельефа и отсутствие набора высоты делают этот маршрут идеальным выбором для тех, кто только начинает свое знакомство с азами пешего туризма. Также он будет хорошим вариантом для организации пеших экскурсионных прогулок по Подмосковью для небольших групп школьников или студентов.

Участки бурелома, которые могут периодически образовываться на маршруте, дадут возможность попрактиковать навыки прохождения препятствий и преодоления трудностей на пути.

Маршрут проходит в основном по лесной местности, но также имеет участок небольшой живописной долины, несколько переходов по мостам через речки Сходня и Горетовка. На маршруте расположено озеро «Щепкино болото», где уже много лет проводится летний опен-эйр фестиваль этнической музыки «Щепка».

На маршруте находится памятный знак советской летчицы Уральской Келлы Борисовны, которая погибла в 1952г. при выполнении задания на день авиации, а также могила неизвестным солдатам, погибшим при обороне Москвы.

Ближе к окончанию маршрута, при входе в поселок Середниково, находится Храм Святителя Алексия, со святым источником и купальней, а окончание маршрута приводит в киногородок «Piligrim Porto», где проходили съемки фильма «Записки экспедитора тайной канцелярии». Эта площадка является частью комплекса Усадьбы Середниково — главной достопримечательности маршрута, бывшего имения Всеволожских и Столыпиных, чей парково-усадебный ансамбль конца XVIII − начала XIX века, является одним из наиболее известных лермонтовских мест России.

Важно знать

Ограничения и особенности

Из-за ураганных ливней на маршруте могут образовываться завалы из поваленных деревьев, мосты через речки иногда сносит при разливе воды. В 50 м от моста через Горетовку есть брод на случай отсутствия самого моста.

Есть километровый участок бурелома на отрезке Фирсановка-Малино от газопровода и до выхода на лыжную трассу.

Как добраться

Маршрут пролегает на севере Московской области.
Ближайшие города: Зеленоград, Химки, Москва.

На станцию Фирсановская из Москвы (Ленинградский вокзал, в пути ~45 минут) и Зеленограда (станция Крюково, в пути ~10 минут) целый день ходят электрички, вплоть до поздней ночи.

Для тех же, кто решит приехать на маршрут на своем автотранспорте, возле станции Фирсановская есть автомобильная стоянка, рядом с магазином.

Места для отдыха и ночевок

Маршрут не предполагает ночевок. Однако, при желании, можно остановиться на ночлег с палаткой у озера «Щепкино болото».  В этом месте имеется несколько оборудованных костровых мест с импровизированными лавочками в виде бревен и неплохим подходом к озеру.

Вода

На маршруте нет естественных источников питьевой воды. Возьмите достаточное количество воды с собой.

Магазины

Закупиться необходимым провиантом можно у станции Фирсановская. Возьмите с собой достаточное количество воды и питья, чтобы не беспокоиться об этом во время пути. Маршрут проходит вблизи населенных пунктов, что позволяет при необходимости пополнить запасы.

Не забыть с собой

Подробное описание маршрута

Маршрут условно разделен станцией Малино на два приблизительно одинаковых по длине участка, каждый из которых можно рассматривать как самостоятельный короткий маршрут до 10 км. Именно поэтому его можно проходить не полностью, а только до половины, после чего со станции Малино свободно доехать до Москвы либо Зеленограда на электричке. Маршрут построен таким образом, что его можно проходить в обе стороны, при этом все равно окончание маршрута будет на станции Фирсановская.

Маршрут начинается от станции Фирсановская, по улице Шоссейная. Расписание электричек довольно плотное, поэтому выходить на маршрут можно в любое время первой половины дня, и при этом пройти его полностью за 4 - 5 часов.
Через дорогу от станции есть продуктовый магазин, так что если вы забыли дома свой перекус или водичку, то можно сразу исправить это упущение.

Первую метку маршрута видно сразу при спуске с платформы Москва - Фирсановская Зелоноградского направления. Это бело-зеленая метка на столбе, сразу слева от выхода со станции.

В том же направлении, параллельно дороге идет пешеходная дорожка, вымощенная тротуарной плиткой, так что первые сто метров придется двигаться вместе с общим потоком приехавших в Фирсановку. Далее плиточная дорожка сворачивает налево, в тонельный переход в направлении поселка Фирсановка, но мы продолжаем двигаться прямо, через 40 метров небольшой посадки выходя на асфальтированную дорогу.

С правой стороны дороги протоптана тропа, которая идет вдоль дороги. Идти по ней легко и не приходится постоянно следить за автомобилями, которые хоть и не часто, но все же проезжают по этому отрезку дороги. Но после дождя это тропа иногда превращается в небольшое болотце - в этом случае предпочтительное все таки двигаться по обочине дороги.

Продвигаемся по дороге 470 метров, она приведет нас к развилке у небольшого поселка Кутузовское. Налево дорога уходит под ж/д пути, направо в сам поселок. Мы же продолжаем идти прямо, по тропе которая явно натоптана от самой развилки. Тропа обходит поселок с левой стороны и уходит в небольшой лес, что растет вдоль железной дороги.

Следующий отрезок пути идет все в том же направлении по лесу, параллельно железной дороге. Через 560 метров тропа забирает вправо, примыкая к грунтовой дороге Кутузовское - Фирсановка. Маршрут пересекает эту дорогу и, оставляя ее позади, уходит по широкой просеке. Справа от просеки, в месте где она примыкает к дороге, расположен большой то ли дрессировочный центр для собак, так что первые двести метров справа от просеки будет сетчатый забор.

Этот километровый участок маршрута по просеке будет самым простым по ориентированию, но не самым легким по прохождению, так как после дождей дорогу на просеке размывает и она местами превращается в небольшие болотца, которые приходится обходить, углубляясь в лес.

Через 650 метров просека пересекается с другой, намного более широкой, что прорублена специально под высоковольтную линию электропередачи (ЛЭП). Кратчайшим путем пересекаем просеку ЛЭПа и снова входим на свою просеку, по которой движемся дальше еще 400 метров.

Почти при выходе из леса, в месте где с самой просеки уже будут видны трубы какого-то предприятия поселка Назарьево, маршрут резко сворачивает в лес влево. Понять об этом можно по сразу нескольким меткам маркировки, что нанесены на деревья с левой части просеки. Здесь начинается самый сложный, но в то же время самый интересный участок маршрута — через бурелом.

Протяженность этого участка не большая, метров 300. Ориентироваться в буреломе не сложно, благодаря очень часто нанесенной маркировке, которая на этом участке помимо стандартных меток дублируется красной маркировкой. Проход по бурелому расчищен, в местах особо больших завалов сделаны пропилы в виде тропинки.

Через 300 метров маршрут делает резкий поворот направо, в сторону поселка Назарьево, все по тому же бурелому, с тем только отличием, что здесь тропа становится еще более явной. В этом месте когда-то была довольно широкая дорога, по после многочисленных буреломов ей перестали пользоваться.

Ориентироваться на этом участке легко еще и благодаря тому, что его используют для соревнований по ориентированию, и поэтому вдоль маршрута здесь помимо маркировки, на деревья повязаны… обычные полиэтиленовые пакетики, которые спортсмены использовали в качестве собственной маркировки.

И снова 200 метров тропы через пропилы после чего тропа неожиданно выходит к речке Сходня, через которую ведет старый мост. Мост потихоньку приходит в упадок, но для пешего преодоления будет пригоден еще несколько десятков лет.

Перейдя по мосту поднимаемся 50 метров вверх по тропе и неожиданно выходим из леса на асфальтированную дорогу, а точнее лыжную трассу. Поднявшись к трассе поворачиваем налево и проходим 130 метров вдоль асфальта до следующего лесного участка, и снова налево от асфальта уходим в лесную зону.

Идти довольно легко, благодаря хорошо натоптанной тропе, которая плавно поворачивая направо через 260 метров выходит на грунтовую дорогу. С места соединения тропы и дороги поворачиваем налево, и видим еще один мост, аналогичный тому, что переходили 15 минут назад.

Переходим по мосту и продолжаем двигаться по явной тропе, следуя за маркировкой.

Тропа после моста начинает постепенно подниматься на холм, и идти по вершине холма, петляя параллельно реке внизу холма. Здесь тропа несколько раз будет раздваиваться, но мы всегда на развилке выбираем правый поворот. Через 300 метров, тропа резко уходит вниз в овраг после чего также резко поднимается вверх на широкую грунтовую дорогу.

На дороге поворачиваем вправо и спускаемся по ней 120 метров вниз, все к тоже же реке Сходня, через которую только что два раза переходили. Здесь нас ожидает еще один мост и одна из достопримечательностей маршрута.

Дело в том, что сам маршрут дальше идет вдоль реки еще метров 90, после чего поворачивает под углом в 90 градусов влево, перпендикулярно реке. Но если ненадолго сойти с маршрута, перейти по этому мосту, а на противоположном берегу повернуть налево и пройти вдоль асфальтированной дорожки вверх по течению реки метров 40, то можно выйти на могилу Уральской Келлы Борисовны, летчицы, что погибла при выполнении трюка ко дню авиации в 1952 году.

Назад на маршрут возвращаемся по этому же мосту.

От моста поворачиваем резко вправо и проходим по дороге 90 метров вверх по течению реки. Далее поворачиваем налево перпендикулярно реке, и окончательно удаляемся от реки. Проходим по тропе 60 метров и видим небольшую поляну, с поваленными и расспиленными деревьями. Место идеально подходит для привала и перерыва на обед.

От места привала идем дальше по той же тропе, и через 90 метров видим несколько поворотов направо, один довольно широкий в виде грунтовой дороги, второй поуже, в видео тропы.

Поворачиваем в первый, на тропу, но даже если промахнулись и свернули во второй или третий ничего страшного - все они через 400 метров выходят на одну и ту же очень широкую, старую, разбитую грунтовую дорогу.

На дороге поворачиваем налево, и дальше маршрут будет идти по этой дороге 200 метров, приближаясь к озеру “Щепкино болото”. Через 200 метров подходим к развилке, что разделяется на две дороге, справа и слева обходящие озеро.

На развилке выбираем левую путо, и по явной тропе начинаем обходить озеро. Через 180 метров тропа выходит на широкую просеку, порубленную под ЛЭП. Это та же просека, что мы пересекали вначале маршрута, но километром выше.

Пересекаем просеку по тропе и снова входим в лес.

Пройдя 80 метров по тропе вдоль озера, выходим на небольшую поляну с непонятной постройкой. Это деревянная тренога, высотой метров 6. На этой же поляне оборудованное костровое место, с бревнами вместо лавочек и оставленным металлическим мангалом.

С этого места начинается самая сложная для ориентирования часть маршрута. Дело в том, что есть очень явная тропа которая продолжает огибать озеро не особо далеко уходя от его берега. Но весной и осенью, при дождливой погоде озеро разливается, превращая эту тропу в неплохую грязевую топь. Поэтому приходится забирать намного левее озера, чтобы пройти по сухим тропинкам.

Из-за этого маршрут удлиняется, но позволяет пройти его сухим и чистым.

В целом длина этого участка маршрута составляет около 500 метров, но при попытках обойти затопленные участки добавляется почти 400 метров “лишней тропы”. Основная задача этого “удлиненного” участка - обойти озеро по кругу так, чтобы в итоге все равно выйти на его берег, но уже с противоположной стороны от той, где мы впервые увидели озеро на развилке.

Здесь, на противоположном берегу находится очень интересное место - огромная поляна с самодельной сценой и несколькими деревянными пристройками. Именно на ней каждый год проходит неформальный оупен эйр фестиваль “Щепка”.

Также в этом месте иеется несколько оборудованных костровых мест с импровизированными лавочками в виде бревен и более-менее нормальным подходом к озеру.

Если стоять лицом к сцене, то справа от нее видна широкая тропа, что уходит в лес за сцену. Идем по ней и через 60 метров выходим на еще одну поляну поменьше, со всех сторон окруженную лесом. Сама поляна переоборудована в импровизированную волейбольную площадку.

Поворачиваем направо и пересекаем площадку по ее длине. Продолжаем идти в том же направлении по тропе, что снова уходит в лес, параллельно озеру. Через 180 метров тропа выходит на широкую грунтовую дорогу с накатанной колеей. Выйдя на эту дорогу поворачиваем налево, в направлении от озера и пройдя еще 60 метров снова уходим с дороги в лес по тропе, что хорошо видна справа от дороги.

Здесь маршрут превращается в легкую прогулку - хорошая широкая тропа без ответвлений позволяет идти быстро, не боясь сбиться с пути. Пройдя по этой тропе 290 метров сворачиваем налево, на прилегающую тропинку. Место поворота не явное, поэтому здесь нужно внимательно смотреть на деревья, на которых нанесены большие метки-стрелки, указывающие на место поворота.

200 метров по этой тропинке приводят на опушку леса, где есть несколько развилок. Выбираем ту, что идет направо, и через 230 метров выходим на автобусную остановку “Платформа малино”.

Обходим автобусную остановку, и выходим к станции “Малино”. Именно в этом месте заканчивается первый участок маршрута, поэтому при желании можно сойти с маршрута и вернутся домой на электричке в Московском или Зеленоградском направлении. Если же решили продолжать маршрут, то по мосту переходим Ж/Д пути.

Оказавшись на противоположной стороне станции “Малино”, поворачиваем налево, и идем вдоль путей 230 метров. Здесь начинается тропа, что уходит от путей в лес, на нее и сворачиваем. Через 250 метров она пересекает грунтовую дорогу, что идет параллельно путям в сторону Фирсановки. Здесь будут видны сразу несколько дорог, которые на первый взгляд идут параллельно, но на самом деле со временем расходятся.

Поэтому пересекаем эту дорогу и продолжаем двигаться по нашей тропе, что все так же будет удаляться от ж/д путей и уходить постепенно левее, как бы в сторону Фирсановки.

Несмотря на то, что тропа здесь одна и хорошо натоптана, а местами даже пропилены поваленные деревья, через 420 есть одна неявная развилка. Находится она как раз перед небольшим овражком. Здесь нужно поворачивать на правую тропу, так как левая через 100 метров неожиданно заканчивается тупиком, где самоселами поселилась семья то ли цыган, то ли просто “дикарей”.

Левая же тропа продолжает движение по лесу, постепенно сворачивая левее, и через 520 метров выходит на место пересечения сразу четырех дорог. По маршруту нужно продолжать движение вперед в том же направлении.

Дорога, что пересекает маршрут ведет из Малино в Фирсановку. В этом же месте есть возможность сделать радиальный выход с маршрута на могилу неизвестных солдат, погибших во Второй Мировой войне. В дальнейшем этот радиальный выход обязательно будет включен в основную ветку маршрута.

После пересечения дорог продолжаем идти по маршруту и через 170 метров попадаем на еще одну развилку, а точнее приставную дорогу, что будет примыкать с правой стороны к нашей дороге. В этом месте маршрут уходит на эту примыкающую дорогу. Следующие 500 метров маршрута идут по этой дороге, что иногда может раздваиваться, но в итоге все равно будет сходится.

Через 500 метров дорога повернет налево, а хвойный старый лес вокруг сменится на молодую лиственную поросль вокруг дороги. Проходим по этой новой местности еще 170 метров и оказываемся на месте, где дорога круто забирает вправо. В этом месте не нужно идти дальше по дороге, так как дороге через буквально метров 50 упирается в незаконную свалку. Нужно внимательно осмотреть лес с левой стороны от дороги на самом повороте и найти там тропу.

Это место легко найти, так как здесь снова начинается старый хвойный лес с высокими соснами. Тропа у самого поворота дороги может быть не явно видна, так как поваленное ураганом дерево скрывает ее. Весь оставшийся путь по этому лесу будет идти по этой дороге, вплоть до момента, когда через 320 метров от дороги, тропа подходит к опушке леса. Из явных ориентиров - забор частной территории, находящейся слева от тропы почти на самом выходе из леса.

В этом месте тропа поворачивает направо, выходит из леса и идет по поляне вдоль леса к асфальтированной дороге, а точнее к развилке. Здесь сразу несколько хороших ориентиров - в месте, где маршрут пересекает асфальтированную трассу стоит большой столб ЛЭП, и две небольших зеленых технических пристройки, в виде зеленых будок.

Переходим через дорогу и движемся прямо, к небольшой лесополосе, что виднеется впереди. Слева от этой лесополосы идет грунтовая дорога, а еще дальше, через 300 метров виднеется поселок Лигачево. Между дорогой и поселком большой луг, зарастающий постепенно молодыми деревцами. Из неприятных моментов - все первые сто метров лесополосы, вдоль которой проходит маршрут по грунтовой дороге, превращены в свалку строительного мусора.

Маршрут идет по этой грунтовой дороге вдоль лесополосы еще 500 метров, пока грунтовая дорога резко не поворачивает налево, в поселок. На месте этого поворота развилка, вторая дорога которой спускается вниз, к реке Горетовка. Сразу при спуске к реке виднеется самодельный мост. Нужно сразу учесть, что почти каждую весну этот мост смывает разливающаяся река и его приходится восстанавливать заново.

Переходим по мосту, и выходим на тропу, что поворачивает налево, и вначале идет вдоль леса параллельно реке, а через 100 метров становится грунтовой дорогой. По этой дороге, что все так же будет идти параллельно реке, а чуть позже войдет в лес, проходим следующие 600 метров. Далее дорога поворачивает на 90 градусов еще глубже в лес.

Поскольку дорога очень широкая и хорошо наезженная, потерять маршрут просто невозможно, поэтому просто продолжаем движение по этой дороге со всеми ее изгибами и небольшими поворотами.

Протянется она еще 450 метров, при этом на первых 200-х метрах иногда вдоль дороги встречаются яблони, которые, по утверждениям местных жителей плодоносят. Заканчивается этот участок маршрута местом, что на многих картах обозначается как “Лесной кемпинг”. По факту это несколько площадок посреди сосен, что оборудованы под “шашлычные” зоны отдыха для местных, с костровыми местами, импровизироваными лавочками и мангалами.

От кемпинга наша дорога примыкает еще к одной дороге, что идет перпендикулярно к нашей. В этом месте поворачиваем налево, на эту новую дорогу. Пройдя буквально 100 метров, попадаем на большую прогалину, которую переходим по все той же грунтовке в длину. Через 200 метров прогалина заканчивается и через 40 метровый участок лесополосы мы выходим в поселок Середниково.

Грунтовая дорога заканчивается, и начинается асфальт, по которому пройдет вся оставшаяся часть маршрута. Никуда не сворачивая идем по асфальтированной дороге еще 300 метров до конца улицы.

Здесь нас ожидает одна из интереснейших достопримечательностей маршрута - Храм Святителя Алексия. Справа от церкви есть тропинка, что приведет к источнику и купальне.

Продолжаем идти все по той же асфальтированной дороге, и через 600 метров подходим к 90 градусному повороту налево. Маршрут идет по этой дороге, и через 300 метров от поворота находится следующий знаковый объект - киногород "Piligrim Porto" (вход платный, около 200 рублей с человека).

А еще через 450 метров все по той же дороге находится усадьба Середниково, главная достопримечательность маршрута. Вход на территорию усадьбы также платный (взрослый билет 250 рублей, детский 100).

Здесь же находится автобусная остановка, откуда каждые 40 минут ходит автобус до Фирсановки, вплоть до самой станции электричек. Таким образом маршрут замыкается - место старта является местом финиша, что в свою очередь позволяет проходить маршрут в обе стороны.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.