Озеры — Коломна

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийСредняя сложность
(Возможно: Вело)
Маршрут по правому берегу Оки. Высокие и крутые береговые склоны, просторные поля и красивые леса. Вы посетите древнее городище Ростиславль Рязанский и святой источник Николая Чудотворца у с. Городна.
Протяженность2–3 дня
Расстояние36.9 км
Набор высоты319 м
Ключевые точки маршрута: Озеры (мост) — городище Ростиславль — Трегубово — Берхино — ист. Николая Чудотворца (Городна) — Коломна (Поляны).
СтадияРасстояние / Набор высоты
Озеры — Берхино22.8 км181 м
Берхино — Коломна14.1 км138 м

Что интересного на маршруте

Маршрут проходит по правому берегу Оки, то поднимаясь на высокий коренной берег, то спускаясь в пойму. Много красивых видов и перепадов высот.

Вы подниметесь в древнее городище – исчезнувший город Ростиславль Рязанский (12-18 век). Сейчас там можно наблюдать городской вал и многочисленные признаки деятельности археологической экспедиции. Неподалеку находится бывший Ростиславльский погост с памятным крестом и информационной табличкой. Там же смотровая площадка со скамейками и потрясающим видом на долину Оки. Непременно туда зайдите! Подъем на этот высокий холм столь крутой, что для страховки там оборудована настоящая via ferrata в виде стального троса, закрепленного на деревьях вдоль тропы.

Маршрут с трех сторон обходит вдоль берега Оки большое село Сосновка. Над селом возвышается красный кирпичный Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Маршрут проходит через святой источник Николая Чудотворца с Никольской часовней и купелью, расположенный неподалеку от с. Городна. В самом селе на высоком береговом холме стоит Никольский храм.

Относительно недалеко находится авиабаза Луховицы. В небе время от времени пролетают интересные самолеты: МиГи, Су, Л-39...

Важно знать

Ограничения и особенности

Маршрут проходит по лесным и полевым дорогам и тропам. Как правило, они в приличном состоянии, но есть участки с колеями и лужами, а также слабозаметные тропы в высокой траве. В сухую погоду можно пройти маршрут, не замочив кроссовок.

На маршруте имеются крутые подъемы и спуски, длинные участки дорог вдоль склона, с ощутимым поперечным уклоном, а также канавы с крутыми берегами, которые надо пересекать. Учитывайте это при планировании похода, особенно в сырую погоду. На самом крутом склоне, поднимающемся к городищу Ростиславль, оборудована via ferrata в виде стального троса, закрепленного на деревьях вдоль тропы.

В сухую погоду почти весь маршрут можно проехать на велосипеде, при наличии некоторых навыков внедорожной езды и готовности затаскивать велосипед по крутым склонам. В то же время, в дождь или после дождя некоторые места (особенно, большое поле в устье Матырки) становятся совершенно непроходимыми для велосипеда из-за наматывающейся на колеса глины. Кроме того, запрещен проезд на велосипеде через территорию святого источника Николая Чудотворца. Вероятно, можно провести велосипед по тропинке в обход.

В нескольких местах тропа проходит через заросли борщевика Сосновского, сок которого вызывает термохимический ожог. Старайтесь поменьше касаться этих растений и не ломать их.

Как добраться

Маршрут проходит по Озерскому и Коломенскому районам Московской области. Ближайшие города: Озеры (~3 км), Коломна (~6 км), Кашира (~30 км), Луховицы (~20 км), Москва (~110 км).

До Озер можно добраться на прямом автобусе из Москвы (автостанция Котельники или Красногвардейская, время в пути 1:55-2:30; автобусы Озеры – Москва заканчивают ходить достаточно рано) или на автобусе от городов Ступино, Кашира, Коломна (время в пути 50-60 мин.), куда идет электричка из Москвы (время в пути 2:00-2:20). Если ехать до Озер из Каширы, то надо выходить у моста, а не ехать до самих Озер. Три километра от Озер до начала маршрута (южный конец моста через Оку) можно проехать на автобусе (курсируют раз в 20-60 мин.), а можно пройти пешком, по велодорожке вдоль шоссе. Все автобусы высаживают пассажиров перед мостом, и те переходят пешком. Таковы правила, поскольку мост понтонный.

До Коломны (ж/д и автовокзал Голутвин) можно добраться от Москвы на электричке (с Казанского вокзала) или на автобусе (от автостанции Котельники). Время в пути 2:00-2:20. От автовокзала Голутвин до маршрута (остановка Поляны) ехать 20 мин. на автобусе номер 6 (ходит раз в 20-50 мин.).

С середины маршрута можно выехать из дер. Берхино, откуда ходит автобус на Луховицы.

Места для отдыха и ночевок

Ночевать и отдыхать можно на любой из многочисленных рыбацких стоянок на берегу Оки, в лесу в районе дер. Бебехово (или на р. Осетр, на стоянках ST2, ST3 или над скалой (точка SKALA), куда можно попасть, немного отклонившись от маршрута), на стоянке у родника RODN3 (недалеко от с. Городна). Места отдыха есть и у святого источника (ST4, ST5). Имеет смысл взять с собой емкости для воды (2л на человека), так как удобные места ночевки могут быть далеко от источников воды.

Вода

Самая лучшая питьевая вода – в родниках (точки RODN1-RODN4, SV_IST). Есть колодец в дер. Трегубово (на территории садового товарищества, но пока что проблем с доступом не было). Можно брать воду из Осетра при предварительном кипячении. Из Оки, учитывая, сколько туда всего сливают, – не рекомендуется, только если нет другого варианта, и тоже обязательно кипятить.

Магазины

Продовольственный магазин непосредственно на маршруте есть в дер. Берхино и (по неподтвержденным данным) в 60м от маршрута в дер. Трегубово. На старте и финише (в Озерах и у автобусной остановки Поляны в Коломне) тоже есть магазины.

Не забыть с собой

• Запасы еды и питья.
  • Подходящую одежду и обувь (в сухую погоду можно обойтись кроссовками).
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Cредства от комаров.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от южного конца понтонного моста через Оку у г. Озеры до автобусной остановки Поляны в г. Коломна. Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (там, где не видно стволов деревьев): флажки из красного скотча на ветках.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населённых пунктах и вблизи них). Поэтому необходимо иметь с собой карту, описание маршрута, трек и точки.

Сокращения: ОК – Озеры - Коломна; КО – Коломна - Озеры. В скобках – имена маршрутных точек.

0км (MOST-S). Мост, правый берег Оки. ОК: начало пешеходной тропы и маркировки. Рядом автобусная остановка MOST-S, куда прибывает автобус из Каширы. Автобус из Озер прибывает на другую сторону моста (MOST-N). Пешком от автостанции Озеры к началу маршрута надо идти по ул. Ленина, Коммунистической и по велодорожке вдоль шоссе Озеры – Кашира. КО: конец пешеходной тропы и маркировки. Место посадки на автобус в Каширу. Посадка на автобусы в Озеры – на другой стороне моста (MOST-N). Или можно дойти до Озер по велодорожке вдоль шоссе.

Дорога между MOST-S и RODN1 разбита машинами. Лучше идти по тропе вдоль дороги.

0.4км (RODN1). ОК слева/КО справа от тропы слабо текущий оборудованный родник. Там же место отдыха.

0.65км. ОК направо/КО налево вверх по оврагу уходит тропа в Свиридоново.

2.15-2.25км (X01-X02). Бетонная дорожка и тропа обходят снизу заброшенное здание бывшей подстанции. Наверх уходит дорога в дачи и в Свиридоново.

2.25-2.4, 2.6-2.75км. ОК справа/КО слева коттеджные поселки за заборами.

2.95км (X03). ОК: справа сзади приходит дорога. Идите по ней вперед. КО: Дорога уходит налево. Идите правее, по более слабой дорожке.

4.4км. Километровый столб на Оке (885км от устья).

4.4-5.4км. Узкая тропа, рядом растет борщевик. Будьте осторожны.

5.4-5.55км (X04-X05). Крутой ОК подъем/КО спуск по склону коренного берега Оки. Внизу, в 110м к скверу от X04 есть слабо текущий оборудованный родник (RODN2). Много обломков известняка. На большей части подъема для страховки оборудована via ferrata в виде стального троса, закрепленного на деревьях вдоль тропы.

5.55-6.1км. Маршрут проходит по границе возделываемых земельных угодий, без выраженной дороги (с другой стороны, вдоль леса растет борщевик).

6.1-6.6км (X06-X08). Дорога вдоль границы леса.

6.15-6.25км (X07-SMOTR-X07). Бывший Ростиславльский погост. Непременно сходите к смотровой площадке с видом на долину Оки. Дальше тропа продолжается в зарослях борщевика и через 60 метров приводит к памятному кресту (KREST). Можете сходить и туда, только осторожно.

6.6-7.1км (X08-X09). Городище Ростиславль. Большая часть заросла борщевиком. Тропа пересекает через проемы два городских вала. В районе точки ROSTISLAVL имеются многочисленные следы работы археологов: следы раскопок, столики (видимо, для сортировки находок), шалаш и стоянки. От точки ROSTISLAVL до X09 тропа постепенно спускается к Оке.

7.1-7.95км (X09-X10). Дорога вдоль берега Оки. Рядом береговой склон, заросший лесом.

7.95км (X10). ОК направо уходит/КО слева сзади приходит дорога в сторону Сосновки.

7.95-13.25км. Дорога вдоль берега Оки, по границе возделываемых полей. Много развилок и перекрестков. Маркировка редкая и может быть утрачена. Общая идея: всегда идти вдоль береговой растительности, не выходя на поля.

8.45км (X11). ОК справа сзади приходит/КО налево уходит основная дорога. Надо идти прямо.

13.25-13.35км. Слабозаметная тропа в высокой траве. В точке KANAVA1 пересекает глубокую, но относительно сухую канаву. Можно обойти это место по более разъезженным (и, возможно, грязным) дорогам: X12-X13-X14. Это удлинит путь на 200 метров.

13.45км (X14). Локальный разворот на 180 градусов. Маршрут с севера подходит к мосту через большую канаву север-юг, пересекает канаву и снова уходит на север. К мосту подходят и другие дороги, но вам надо именно обойти канаву, двигаясь вдоль нее до моста и обратно.

13.5-14.8км. Дорога вдоль берега Оки, по краю кукурузного поля.

14.8км (RUCHEI1) Тропа пересекает ручей.

14.8-15.1км. Слабозаметная тропа в высокой траве. На 15.05км (KANAVA2) тропа пересекает канаву с крутыми стенками, будьте осторожны.

15.1-15.65км. Полевая дорога. На 15.45-15.65км идет параллельно улучшенной грунтовке.

15.45км (X15). Т-образный перекресток. Поверните ОК налево/КО направо.

15.65-17.15км (X16-X18). Улучшенная грунтовка со следами разбитого асфальта. На 16.4-17.15км проходит через дер. Трегубово. На 17.1км (X17) поворачивает ОК направо/КО налево. На продолжении улицы, в 60м на СВ от X17 находится магазин (TREGUBOVO-MAG), работает до 19:00. С другой стороны, в точке TREGUBOVO-WATER имеется колонка с чистой водой на территории СНТ. Проход через открытую калитку.

17.15-17.45км (X18-X19). Тропа, срезающая по лесу поворот дороги.

17.45-18.1км (X19-X20). Улучшенная грунтовка.

18.1км (X20). Маршрут продолжается прямо. Если хотите заночевать на берегу Осетра (хорошая стоянка в точке ST2, другое хорошее место – обзорная площадка над скалой в точке SKALA, еще одна стоянка – в точке ST3), то надо поворачивать ОК направо/КО налево и идти через дер. Бебехово.

18.2-18.4км (X20-X21). Хорошая лесная дорога.

18.4км (X21). ОК: поворот направо, на слабую тропу по старой лесной дороге. Тропа начинается переходом через яму, перед которой лежит бревно. К западу от ямы, в районе точки ST1 – хорошее уединенное место для ночевки, при условии, что есть с собой вода в достаточном количестве. Это ровно середина маршрута.

18.4-18.8км (X21-X22). Старая лесная дорога. Придется перешагнуть через несколько бревен.

18.8-20.45км (X22-X24). Наезженная дорога. Колеи ветвятся для обхода грязных мест.

19.9км (X23). Т-образный перекресток. Поверните ОК налево/КО направо.

20.45-24.35км (X24-X25). Шоссе со слабым автомобильным движением.

22.5км (BERHINO-MAG). Магазин в дер. Берхино.

22.7км (NOV_MOST). Новый мост через р. Осетр. Раньше в точке STAR_MOST был другой мост, низкий, он ежегодно затапливался в половодье. Маркировка вела туда. Теперь старый мост демонтирован, но можно сходить туда, посмотреть на мощный перекат на месте моста.

22.95км (BERHINO-BUS). Автобусная остановка Берхино. Автобусы на Луховицы.

24.05-24.85. Асфальтовая дорога к святому источнику.

24.7км (STOL). Место отдыха со столом.

24.95км (SV-IST). Святой источник Николая Чудотворца. Часовня, купель. Территория огорожена заборчиком, с двух сторон есть проходы, но проезд на велосипеде запрещён. Есть обход по тропе с западной стороны. К северу от источника на поляне есть место для отдыха.

25.35км (RODN3). Со стороны реки – мощный необорудованный родник. Рядом, чуть ближе к Коломне, место для отдыха или ночевки на открытой поляне (ST4), а сверху, в лесу, на террасе склона – еще одно, более уединенное (ST5).

25.45км (X25). ОК: поверните направо, на слабозаметную тропу в высокой траве, поднимающуюся на береговой склон. КО: поверните налево, на дорожку вдоль Оки.

25.9-26.45км (X26-X27). Раньше была прямая дорога. Потом появился забор, угол которого можно было обойти вплотную к оврагу в точке ZABOR. Туда ведет маркировка. Но теперь там активное дачное строительство, поэтому требуется обход через проезд к этим дачам.

26.45-27км (X27-X28). Дорога вдоль границы леса. На поле ответвляется несколько дорог в СЗ направлении, но нам нужно на север.

27.85км (X29). Пересечение дороги с ЛЭП и с мелиоративной канавой. КО: идите правее, пересекая ЛЭП, а не вдоль нее.

27.85-31.05км. Дорога по возделываемым полям с мелиоративными канавами. В мокрую погоду совершенно непроходима для велосипеда, его придется даже не везти, а нести.

31.25км. ОК слева/КО справа пруд.

31.35км (X30). Перекресток. ОК: идите на север, по слабозаметной дорожке вдоль границы леса. Направо ни по одной из дорог идти нельзя: там запретная зона. КО: перейдите дорогу и двигайтесь дальше, в южном направлении.

На участке просеки X30-X31 два завала. Сейчас тропа их обходит, но, вероятно, их когда-нибудь распилят.

31.9км (X31). Развилка. ОК: идите дальше по просеке на север, дорога улучшилась. КО: хорошая дорога уходит левее и упирается в шлагбаум. Туда нельзя, там запретная зона. Идите дальше по просеке.

33.35-33.45км (X32-X33). Лесная срезка между дорогами. С запада просматривается большой карьер.

35.1км (X34). Сложный перекресток. Идите по основной дороге, ОК чуть правее/КО чуть левее.

35.4км (X35). Развилка. ОК: идите прямо, не поворачивайте левее.

36.15км (X36). Граница леса и поля, бетонный мост через трубопровод.

36.15-36.4км (X36-X37). Развилки. Поверните левее, потом правее.

36.4км (X37). Граница жилого района Поляны (г. Коломна).

36.5км. ОК конец/КО начало маркировки. На улицах поселка негде маркировать. Используйте описание.

36.65-36.7км (X38-X39). Перекрестки. Поверните направо, потом налево (вместе с основной дорогой).

36.9км (POLYANY-BUS). Автобусная остановка Поляны (автобус на Голутвин). ОК конец/КО начало маршрута. Севернее есть магазин (POLYANY-MAG).

Расписания транспорта

Автобусы и поезда Коломна – Озеры

Автобусы и поезда Озеры –Коломна

Автобусы Голутвин (г. Коломна) – Поляны

Автобусы Поляны – Голутвин (г. Коломна)

Электрички Москва – Голутвин (г. Коломна)

Электрички Голутвин (г. Коломна) – Москва

Электрички и автобусы Москва – Кашира

Электрички и автобусы Кашира – Москва

Луховицы – Берхино

Берхино – Луховицы

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.