Большой Алольский круг

Маркированный маршрут, Псковская область
ПешийСложный маршрут
Прогулочный и беговой маршрут вокруг турбазы Алоль, с бродом через р. Великая. Песчаные дороги, прозрачные сосновые леса и восемь разных озер.
Протяженность7–8 часов
Расстояние21.3 км
Набор высоты166 м
Ключевые точки маршрута: Турбаза Алоль — оз. Островно — дер. Заозерье — дер. Алоль — оз. Ломоносовское — турбаза Алоль.

Что интересного на маршруте

Турбаза Алоль – популярнейшее место отдыха в средней полосе России, с длинной и славной историей. Очень удобно расположена: рядом с автотрассой М20 (E95), в 6-7 часах на машине от Москвы и Санкт-Петербурга (или в 2-3 часах на прямом автобусе от Великих Лук и Пскова), на берегу красивейшего озера Зверино, в том месте, где из него вытекает река Великая. Вокруг – просторные и чистые сосновые леса с черникой, брусникой и грибами. И сложным рельефом – холмами и ямами, которые оставил, отступая, ледник. Именно поэтому с 1970-х годов ближние и дальние окрестности турбазы активно используются для проведения соревнований и сборов по спортивному ориентированию. В мае, июле и ноябре здесь проводится многодневные всероссийские соревнования, а в остальное время летом почти непрерывно происходят учебно-тренировочные сборы клубов спортивного ориентирования. По турбазе постоянно бегают дети. Да и представители старшего поколения находят удовольствие в лесных прогулках, рыбалке, заготовке грибов и ягод. Если добавить к этому столовую с разнообразными вкусными блюдами и весьма демократичными ценами, веревочный парк, прокат лодок и прочие активности, то станет понятно, почему вопросом бронирования проживания лучше озаботиться за несколько месяцев.

Вашему вниманию предлагается маршрут для длинной пешеходной прогулки на весь день. Или забега на 2-3 часа, кто как привык. Вы познакомитесь со всем разнообразием алольского ландшафта: холмы и впадины причудливых форм (и даже небольшой почти горный район - Красная горка), прозрачный сосновый бор (в основном), густой зеленый лиственный лес (местами), река Великая с разных ракурсов и восемь очень разных озер. А под конец (ну или ближе к началу – в зависимости от направления движения) вас ждет настоящее экстремальное приключение – брод через Великую глубиной 1 метр или более. Из-за которого маршруту и присвоен высший уровень сложности.

А если немного отклониться от маршрута, то можно увидеть еще больше: обширные верховые болота с сосновым редколесьем, голубикой, шикшей и клюквой к западу от дер. Холюны, большое озеро Ясское, а также загадочные курганы и россыпи камней, являющиеся, если верить А. Алексееву,  языческими святилищами-обсерваториями древних славян, наподобие Стоунхенджа, только распределенного по большой территории. Эти объекты можно найти при внимательном разглядывании карт для спортивного ориентирования. Некоторые из них, находящиеся вблизи нитки маршрута, помечены маршрутными точками (KURGAN1, KURGAN2, KAMNI1, KAMNI2).

Upd (2020). Силами сотрудников базы отдыха Алоль промаркированы два прогулочных маршрута: маршрут 1 "Древнеславянская тропа" (5.6 км) с соединительной тропой "Берендейка" и маршрут 2 "Лесоягодная тропа" (5.8 км) с ответвлением к оз. Скубец. Рекомендуем эти маршруты в дополнение к Большому Алольскому кругу.

Важно знать

Ограничения и особенности

Маршрут с бродом рекомендуется проходить в теплое время года. Зимой Великая обычно не замерзает до безопасного состояния, так что в зимний период и межсезонье будьте готовы обойти брод по шоссе.

Большая часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам. В начальной части (если двигаться по часовой стрелке) тропа менее удобная: это противопожарная пропашка или не очень выраженная колея с сохранившимся травяным покровом.

Может быть много комаров, мошки и оводов, особенно вблизи брода через Великую.

По или против часовой стрелки? В целом лучше по часовой стрелке: тогда самая трудная часть тропы будет в начале, а брод – под конец – как раз искупаться, освежиться и высохнуть под жарким солнышком. А если что-то вдруг намокнет, до финиша рукой подать, 2 км. Но есть свои плюсы и в движении против часовой стрелки. Во-первых, можно сразу оценить брод и, если не понравится, пойти гулять куда-нибудь еще. А при старте рано утром есть шанс сохранить обувь сухой, так как “дикая” тропа до и после брода почти свободна от травы, а с другой стороны маршрута травы много, а утром будет роса, которая днем высохнет.

Можно пройти маршрут в два этапа, с промежуточным финишем на турбазе: первый этап - к юго-востоку, а второй - к северо-западу от прямой дороги, соединяющей турбазу с дер. Заозерье. По этой дороге и вернетесь домой.

Как добраться

Турбаза Алоль находится в Пустошкинском районе Псковской области. Ближайшие города: Пустошка (15 км), Опочка (45 км), Великие Луки (100 км), Псков (180 км).

До турбазы Алоль можно добраться на рейсовом автобусе из Великих Лук или Пскова. Для тех, кто едет на поезде из Москвы или Санкт-Петербурга, удобный вариант – автобус РЖД Великие Луки – Новосокольники – Пустошка – Себеж, согласованный по времени отправления/прибытия с обоими поездами. Правда, останется доехать еще 15 км из Пустошки. Турбаза обеспечивает и собственный трансфер при наличии достаточного количества желающих.

Можно сократить маршрут, начав или закончив его в деревне Алоль. Местный автобус ходит четыре раза в неделю (пн, ср, пт, вс), рано утром и после полудня. Удобнее туда ехать, а обратно идти.

Места для отдыха и ночевок

На маршруте есть несколько мест для отдыха: на реке Великой, на озерах Окуневец, Ломоносовское. Купаться лучше всего на пляже, образованном песчаным обрывом берега Великой (точка OBRYV). При желании на всех этих стоянках можно переночевать, хотя маршрут рассчитан на один день.

Вода

Вода из рек и озер пригодна для питья после кипячения.

Магазины

Запасы воды и еды можно пополнить в магазине в дер. Алоль.

Не забыть с собой

• Запасы еды и питья.
  • Подходящую одежду и обувь.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Cредства от комаров.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны синими вертикальными полосками на основных развилках и маленькими флажками из синего скотча на ветках (на двух коротких участках синий скотч чередуется с красным).

Начало маркировки: за крайними домами турбазы возле входа в веревочный парк. С другой стороны маркировка начинается от дороги к бане.

Замечено, что на этом маршруте маркировка систематически подвергается вандализму. Поэтому необходимо иметь с собой карту, описание маршрута, трек и точки в навигаторе.

Маркировка и фото: Александр Тонис.

Сокращения: ЧС – по часовой стрелеке (начало по тропе вдоль заросшего заболоченного пруда); ПЧС – против часовой стрелки (начало по дороге к бане). В легенде даны только основные перекрестки и развилки – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной тропы.

0км (VER_PARK). Условно считаем началом и концом маршрута вход в веревочный парк. Можно начинать из любого другого места.

0-0.35км (VER_PARK-X01). Тропа вдоль заросшего заболоченного пруда, идущая от турбазы к перекрестку X01.

0.35км (X01). ЧС: пересечь  по тропе дорогу и пройти еще метров 10-15, до просеки-пропашки запад-восток. По ней налево. ПЧС: идите по просеке, и в какой-то момент справа покажется просвет. Это заболоченный пруд на турбазе. Вскоре туда повернет слабая тропинка.

1.1км (X02). Развилка пропашек. ЧС: идите по пропашке, плавно отворачивающей направо. ПЧС: пропашка вливается в прямую просеку восток-запад, по которой тоже идет пропашка. Идите по ней.

1.2-1.25км. Короткий участок без выраженной тропы. В одном месте придется перешагнуть через несколько бревен. Потом снова продолжится пропашка.

1.85-1.95км (X03-X04). Два поворота: налево и через 100 метров направо. Поворот X04 довольно резкий, хотя со скруглением.

2.15км (X05). Пересечение с более прокатанной дорогой: по ней направо и сразу налево.

2.75км (X06). Т-образный перекресток. Резкий поворот ЧС направо/ПЧС налево. Участок дороги между X06 и X07 слабо прокатан.

3.05-3.2км (X07-X08). Этот короткий 150-метровый участок придется пройти по обочине шоссе М20 (налево, потом направо). Здесь нет оборудованного пешеходного перехода, будьте осторожны! Безопаснее переходить на горке, ближе к точке X07.

3.2-4.65км (X08-X11). Этот участок местные называют Красной горкой. Дорога вьется по довольно большой холмистой гряде, переваливая ее на другую сторону, а потом обратно. Похоже на горы в миниатюре. Со стороны шоссе с гряды можно увидеть два небольших озера (не удалось узнать, как они называются), а с другой стороны проглядывает разлапистое и сильно заросшее оз. Островно. В точках X09 (на самом верху) и X10 (в самом низу) развилки, на обеих надо держаться ЧС правее/ПЧС левее.

4.65км (X11). Перекресток. Надо двигаться прямо (точнее, направо и сразу налево).

6.35км (X12). ПЧС: развилка, надо уходить на правую дорогу. Левая быстро приведет прямо на турбазу.

7.3км (MOST). Пешеходный мост через р. Великая.

7.8-8.1км (X13-X14). Сложная система развилок и перекрестков. ЧС: перед входом дороги в лес (X13) повернуть налево, вдоль границы леса (правая дорога тоже приведет, куда нужно, в X15, но пройдет в стороне от реки и озера), а через 50 метров взять правее и войти по дороге в лес. Далее на двух перекрестках двигаться прямо, сохраняя основное направление. ПЧС: когда дорога отойдет от озера, на развилке (X14) идти прямо, не поворачивая правее. И дальше на двух перекрестках двигаться прямо, сохраняя основное направление. После выхода из леса плавно повернуть направо вместе с дорогой.

8.1-12км (X14-X15). Однозначная основная дорога идет параллельно оз. Езерище и р. Великая. На 8.2, 8.6 и 9.4км имеются стоянки на озере, где можно отдохнуть. Здесь на соснах чья-то маркировка красными стрелками – не наша. На 9.55-10.2км дорога проходит по краю вырубки, заросшей молодыми сосенками. А на 11.85км (OBRYV) – самое лучшее место для отдыха и купания на маршруте: оборудованная стоянка со столом на песчаном обрыве берега р. Великая, который является естественным пляжем. ПЧС: после OBRYV будет три развилки, на всех надо идти по основной дороге. Правее уходят дороги к стоянкам на Великой.

12км (X15). ПЧС: развилка, надо уходить на правую дорогу. Левая тоже приведет, куда нужно, в X13, но пройдет в стороне от реки и озера.

12.65, 13км (X16, X17). Развилки. На обеих надо взять чуть ЧС: правее/ПЧС: левее.

14.25км (X18). Пересечение шоссе М20. Будьте осторожны! Оборудованный пешеходный переход расположен в 200 м к северо-западу, в деревне Алоль. Там же магазин, кафе и автобусная остановка.

14.45км (X19). Развилка. Поверните ЧС: направо/ПЧС: налево.

15.2км. Дорога проходит между оз. Окуневец. Можно к нему спуститься.

15.75км, 16.5км (X20, X21). Развилки. На первой по ходу надо повернуть правее, на второй – левее. Вокруг – прозрачный, “белый” лес с рельефом, так любимый ориентировщиками.

18.1км. Стоянки на оз. Ломоносовское.

18.3-18.55км (X22-X23). Грунтовое шоссе Холюны – Дракуново. На него надо повернуть направо, перейти по мосту протоку, соединяющую озера Ломоносовское и Зверино, и вскоре уйти направо, на грунтовую дорогу.

18.95км (X24). Развилка. Надо двигаться прямо (ЧС: прямо идет более слабая дорога, чем уходящая налево основная).

19.4км (BROD). Брод через р. Великая на месте бывшей дер. Лышники. Ширина реки около 30 метров, глубина в разные годы составляла от 80 до 120 см. Течение ощутимое, но с ног не сбивает. Дно песчаное, с некоторым количеством мелких камушков и ракушек, местами высокая трава. Для брода босиком достаточно удобно. Лучше раздеться полностью и при переходе реки держать все вещи высоко, чтобы ничего не намочить. Здесь же можно и искупаться. Могут досаждать насекомые.

19.4-19.75км (BROD-X25). Тропа, соединяющая брод с дорогой от турбазы.

20.65км (X26). ПЧС: развилка. Налево – к бане, направо – по маршруту. Начало маркировки.

21.3км (VER_PARK). Вернулись на турбазу, к веревочному парку.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.