Приокские дюны (Акри — Турово)

Маркированный маршрут, Московская область
ПешийПростой маршрут
(Возможно: Вело)
Маршрут проходит по Ступинскому и Серпуховскому районам Московской области. Вы пройдете по дорожкам лесопарка г. Ступино, левому берегу р. Ока, увидите дюны с сосновыми лесами на пологом склоне к Оке.
Протяженность2 дня
Расстояние25.9 км
Набор высоты158 м
Ключевые точки маршрута: Акри — Соколова Пустынь — Прилуки — Турово.
СтадияРасстояние / Набор высоты
Акри - Прилуки18.4 км87 м
Прилуки - Турово7.5 км70 м

Отзыв о прохождении маршрута

Что интересного на маршруте

Главные природные объекты на маршруте – берег и пойма р. Ока с разнообразными видами вдаль, высокие песчаные дюны у Оки в районе Малюшиной дачи (Пьяный бугор) и более удаленный от реки ряд дюн в сосновом лесу к северу от дер. Прилуки. В давние времена Пьяный бугор, расположенный примерно посередине между Каширой и Серпуховом, был местом отдыха бурлаков во время остановки челнов с грузом. Днем песок нагревался на солнце, ночью оставался теплым. Отсюда и название: пьяный мог заснуть на песке и не замерзнуть.

Фотоотчет Сергея Странника с хорошей подборкой снимков этих дюн. Настоящее место силы!

К сожалению, несколько лет назад эти земли перешли в собственность ОАО Туровский. Подходы к Пьяному бугру перекопаны траншеями, стоят запрещающие таблички. Поэтому маркированный маршрут проложен не через дюну, а мимо, по дороге. Хотя видны следы пешеходов и велосипедистов, поднимавшихся на дюну.

Дюны к северу от Прилук, скрытые в лесу, обладают сложным и причудливым рельефом, что в сочетании с чистым, легко пробегаемым сосновым лесом сделало район привлекательным для проведения соревнований по спортивному ориентированию. По замечательной карте, составленной Владимиром Люком, в этом лесу дважды проводилось Первенство О-Клуба, а весной 2017 года сюда забегали и участники ММБ. Среди сосновых холмов спрятались небольшие, но очень красивые озера: Черное и Новое.

Село Турово существует с незапамятных времен. Вблизи этого места в 1380 году, двигаясь в сторону Куликова поля, 150-тысячное войско Дмитрия Донского пересекало Оку через Сенькин брод (говорят, в особенно сухие периоды Ока действительно переходится там вброд пешком). На Туровском холме, рядом с которым проходит маршрут, установлен знак в память об этом событии. Неподалеку уже почти восстановлена заброшенная в советское время церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Напротив Пьяного бугра на правом берегу Оки можно увидеть усадьбу Красино-Убережное. Правда, чтобы рассмотреть ее поближе, нужно переправиться через Оку. Если это сделать (летом – вплавь, с непромокаемым мешком для вещей, зимой – по льду), то вы попадете совсем в другую местность, ведь по Оке в этом месте проходит естественная и довольно резкая граница между смешанными лесами и лесостепью.

Важно знать

Ограничения и особенности

Почти весь маршрут проходит по хорошим дорогам и тропам, за исключением короткого прохода по тропе в высокой траве. В не слишком мокрую погоду вполне возможно пройти его в кроссовках, не замочив ног. Комаров не очень много. На велосипеде проезжается, но на некоторых дорогах и тропах много песка, корней, веток.

Как правило, маркировки достаточно для уверенного продвижения по маршруту. Однако в отдельных местах маркировка может быть редкой, слабозаметной или уничтоженной действиями посторонних лиц (последнее более вероятно в населенных пунктах и вблизи них). Поэтому настоятельно рекомендуем взять с собой распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Как добраться

Ближайшие города: Москва, Ступино, Кашира, Серпухов.

До пл. Акри можно доехать на электричке от Москвы-Павелецкой, время в пути чуть меньше двух часов. До села Турово можно доехать на автобусе от г. Серпухов (время в пути 45-90 минут), а сам Серпухов находится в 1.5-2 часах пути от Москвы.  Также можно сойти с маршрута (или выйти на него) на автобусных остановках Лесопарк, Соколова Пустынь, Прилуки.

Места для отдыха и ночевок

Для ночевки, отдыха и купания хорошо подходит большое количество мест на берегу Оки, вдоль которой маршрут проходит на протяжении более 7 км. Летом в выходные стоянки у реки могут быть заняты отдыхающими, приехавшими на автомашинах. Очень уютно можно устроиться на ночевку в лесных дюнах к северу от Прилук, возле Черного озера (OZ-CHERNOE).

Вода

Вода в Оке загрязнена промышленными и прочими стоками, может быть использована для приготовления пищи после кипячения, только если нет другого варианта. Питьевую воду можно набрать в роднике в с. Турово (RODNIK). Хорошая вода есть также в ручьях, пересекающих маршрут в точках RUCH1 (2км) и X14 (17км).

Магазины

Пополнить запасы воды и еды можно в магазинах пос. Соколова Пустынь, но это в стороне от маршрута. Вообще маршрут не пересекается с населенными пунктами за исключением с. Турово и 100 метров по границе пос. Соколова Пустынь.

Не забыть с собой

• Запасы еды и питья.
  • Хорошую непромокаемую обувь.
  • Подходящую одежду.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Cредства от комаров.
  • Аптечку.
  • Распечатанную карту, описание маршрута, а также трек и точки, загруженные в навигатор или телефон.

Подробное описание маршрута

Маршрут промаркирован в обе стороны, от северо-западного (ближнего к Москве) конца платформы Акри до одной из главных улиц с. Турово (примерно до церкви). Основная маркировка: две белые полосы и красная между ними. Как правило, полосы вертикальные, за исключением тонких деревьев, где они горизонтальные. Марка может быть снабжена стрелкой, указывающей направление поворота. Дополнительная маркировка (в отдельных местах): красный скотч, красно-белые таблички RUTRAIL.

Маркировщик: Александр Тонис.

Сокращения: АТ – в направлении Акри – Турово; ТА – в направлении Турово – Акри. В легенде даны только основные перекрестки и развилки дорог – те, что необходимы для навигации по маршруту. В остальных местах следует двигаться прямо, придерживаясь основной дороги.

0км (AKRI). Северо-западный (дальний от Москвы) конец пл. Акри, юго-западная сторона (платформа от Москвы). АТ: Начало маршрута и маркировки. Выйдя из хвостового вагона (если ехать от Москвы), сойдите  с платформы поверните налево, перейдите автомобильную дорогу Ступино – Озеры, немного спуститесь с нее и поверните направо, на дорогу, наискосок спускающуюся к мотодрому и р. Кремница. ТА: Конец маршрута. Билетная касса – на платформе в сторону Москвы.

0.35км (MOST1). Мост через р. Кремница. АТ: Путь от пл. Акри к мосту пересекает мотодром с множеством дорог. Надо двигаться все время примерно в одном направлении, на запад-северо-запад, пересекая наискосок склон и долину Кремницы. После моста подъем и вход в лес.

1.4км (X01). Перекресток неподалеку от снт Металлург. Поворот АТ направо/ТА налево.

1.95км (RUCH1). Ручей с условно питьевой водой. Если не пересохнет.

3.25км (X02). Пересечение с шоссе Ступино – Соколова Пустынь.

3.25-4.2км (X02-X03). Асфальтовая дорога со слабым автомобильным движением.

3.55км (REST1). К югу от дороги (АТ слева/ТА справа) – место отдыха: поляна с кострищем и бревнами.

3.95км (PRUD). Дорога проходит между двумя прудами. По их берегам есть места отдыха. Но места для купания не просматриваются.

4.2км (X03). Пересечение асфальтовой дороги и тропы. АТ: поворот налево, на тропу. ТА: поворот направо, на дооргу.

4.9км (X04). Развилка. АТ: выход тропы на просеку малой ЛЭП, поворот налево. ТА: поворот с просеки ЛЭП направо, на тропу.

5-5.2км. АТ слева/ТА справа от основной дороги по просеке ЛЭП идет тропа, более ровная и чистая.

5.4км (X05). Развилка. АТ: поворот с просеки ЛЭП направо, на более слабую тропу. ТА: выход тропы на просеку малой ЛЭП, поворот налево.

5.6-5.75км. Тропа проходит по полю, заросшему травой, и слабо выражена в этом месте.

5.95км (X06). Автобусная остановка “Лесопарк”, пешеходный переход через Старое Каширское шоссе. Можно было бы спрямить этот угол трека, пройдя по прямой просеке между точками X05 и X07. Так экономится 0.45 км, но на этом пути нет оборудованного пешеходного перехода. Кроме того, вариант пути через X06 проходит по приятным пешеходным тропам в лесу, а прямой вариант – по автомобильной дороге по краю дач.

7.15км (X07). АТ: выход тропы на дорогу. ТА: поворот с дороги налево, на тропу, идущую параллельно по красивому сосновому лесу.

7.25км (X08). Пересечение автомагистрали М-4 “Дон” под мостом. На входе под мост висят странные и бессмысленные таблички “Граница зоны транспортной безопасности, проход запрещен”. Может быть, имеется в виду, что нельзя залезать на мост? По крайней мере, по дороге под мостом все ходят и ездят, игнорируя табличку.

7.3-7.8км. На дороге много песка. Велосипедистам будет трудно.

8.85км (X09). Сложный перекресток на окраине Соколовой Пустыни. АТ: повернуть на 45 градусов направо, на асфальт, пройти 70 метров до конца забора, что тянется слева, и сразу за его углом повернуть налево, на 45 градусов, на дорогу, спускающуюся вниз, к Оке. ТА: Дорога поднимается на асфальт. Надо повернуть на него направо, пройти вдоль забора до перекрестка и повернуть налево на 45 градусов на грунтовую дорогу (остальные три выезда с перекрестка – асфальт).

9.05-16.4км. Все эти семь с лишним километров маршрут проходит по грунтовым дорогам вдоль берега Оки. В сторону Оки имеется большое количество ответвлений к туристическим стоянкам и пляжам. Надо все время идти прямо, по основной дороге, за исключением двух развилок, X10 и X11, где маршрут переходит между верхней и нижней дорогами.

9.6км (PARKING). Дорога, уходящая от реки к асфальту, и большая автомобильная парковка. Есть большой мусорный контейнер. На берегу пляж.

10.5-10.65км. АТ подъем дороги на поле/ТА спуск в пойму Оки.

10.75км. Ручей, стекающий из старицы – озера Резвань, что тянется к западу параллельно Оке более, чем на километр, но совершенно не видно с нашей дороги. Там же стоит могучая ветла, заметная издалека.

12.4 (X10). АТ: поворот налево, на нижнюю дорогу. Основная примета: близко впереди виден ряд деревьев, окаймляющих р. Киреевка. ТА: подъем на верхнюю дорогу и поворот по ней направо.

12.55 (KIREEVKA). Переправа через р. Киреевка. Имеется мостик, на вид хлипкий, уже без одной секции. Но если наступать аккуратно, выдержит. А так там и брод есть неглубокий.

13.45км (X11). АТ: подъем на верхнюю дорогу и поворот по ней налево. ТА: поворот направо, на нижнюю дорогу. Основная примета: все более ранние (западные) повороты к реке были под прямым углом, а этот плавный: начинается почти параллельно верхней дороге и потом уходит вниз.

14.4-15.4км. Крутой песчаный обрыв по левому берегу Оки. В обрыве когда-то жили ласточки, сейчас он зарос травой. На западе виден Пьяный бугор и дер. Прилуки.

14.95км (VIEW-PUSHCHINO). Вдалеке на западе видны дома и высокая труба в г. Пущино. До него отсюда 20 км по прямой.

16.4км (X12). Перекресток. АТ: выход на улучшенную грунтовую дорогу. По ней налево. ТА: направо-вперед и направо-назад уходят две полевые дороги. Между ними ручей. Нам нужна дорога направо-вперед.

16.4-16.6км (X12-X13). С юга от дороги (AT слева/ТА справа) – дюна Пьяный бугор. Все подходы и подъезды к ней перекопаны траншеей, стоят таблички “Земли сельхозназначения, собственность ОАО Туровский, проход и проезд запрещен”. Видны старые столбы – заготовки так (пока) и не построенного забора. Немного западнее точки X12 и в точке X13 видны следы массового перехода через траншею пешеходов и велосипедистов, даже табличку снесли. Таким образом, физически дюна пока доступна, но маркированный маршрут проложен мимо нее, по дороге общего пользования.

16.6км (X13). АТ: дорога поворачивает направо. Ее продолжение вперед перекрыто траншеей, через которую переброшен пешеходный мостик. Можно перейти на ту сторону, и нигде не написано, что прохода нет. Но там дальше не очень интересно: начинается шоссе в сторону Серпухова, рядом с ним – вертолетные площадки, потом роскошные особняки за высокими заборами. Маркированный маршрут обходит эту территорию с севера, по дороге в сосновом лесу. ТА: поворот дороги налево.

16.7км (DOL-RODINA). Ворота детского оздоровительного лагеря “Родина” с лающей собакой, выскакивающей на цепи из-за забора. АТ: нам налево, вдоль забора. ТА: нам направо, по улучшенной грунтовой дороге.

17.05км (X14). АТ: дорога поворачивает вдоль забора на восток, а впереди, на севере – поляна для слетов (там был стартовый городок Первенства О-клуба). Нам надо перейти через нее и повернуть налево по укатанной грунтовке. ТА: слева, а потом и справа от дороги – поляны для слетов. Надо перейти через правую поляну к углу забора и продолжить двигаться вдоль него на юг по дорожке.

17.05-18.35км (X14-X15). Грунтовая дорога с достаточно интенсивным автомобильным движением. Поскольку сейчас это единственный проезд между Ступино и Серпуховом после перекрытия основной дороги, которая ближе к Оке.

18.35км (X15). АТ: поворот направо, на север, на хорошую прямую дорогу, уходящую вдаль мимо каменного забора богатого особняка. ТА: поворот налево, на восток, на грунтовый проезд Серпухов – Ступино.

18.6км (X16). AT: поворот налево, на лесную дорогу. ТА: поворот направо, на юг, на хорошую прямую дорогу.

19км. К югу от дороги (АТ слева/ТА справа) – здания заброшенного пионерлагеря Восток-1.

19-20.7км. Район дюн к северу от Прилук. Красивые холмы и впадины с чистым сосновым лесом.

19.3км (DUNA). Дорога проходит через вершину холма.

19.4км (X17). АТ: дорога поворачивает налево, на прямую просеку, а впереди и ниже видна тропинка. Надо спуститься на нее и пойти по ней налево. ТА: направо, на холм поднимается дорога. Нам туда.

19.6км (OZ-CHERN). К северу от тропы (АТ справа/ТА слева) – Черное озеро. Можно встать на ночевку где-нибудь неподалеку.

20.25км (X18). АТ: поворот направо, на дорогу, идущую по прямой просеке. Справа от дороги и просеки еще одна гряда холмов. ТА: поворот налево, на лесную дорогу.

21-21.4км. Участок менее качественной лесной дороги. Попадаются бревна, ветки и трава.

21.4км (X19). Перекресток лесных дорог. AT: поворот налево. ТА: поворот направо.

21.85-22.2км. Большая поляна с футбольными воротами.

23.4км (X20). Развилка. AT: справа сзади приходит дорога, нам левее. ТА: нам по правой дороге.

23.55км. АТ: начало Туровского поля. ТА: вход дороги в лес.

24.05км (X21). Развилка. АТ: слева сзади приходит дорога, нам правее, в сторону сотовой вышки. TA: нам по левой дороге.

24.05-24.7км. Дорога огибает ферму за забором.

24.45км. Дорога проходит рядом с сотовой вышкой.

25.15км. АТ: выход грунтовой дороги на асфальтовую улицу с. Турово. Нам по ней дальше на юг. Конец маркировки. Справа церковь Рождества Пресвятой Богородицы. ТА: начало маркировки. Уходим с асфальтовой улицы на северо-восток по грунтовой дороге.

25.15-25.8км (X22-X23). Идем по главной дороге – ул. Пушкина.

25.6км. АТ справа/ТА слева – Туровский холм с памятным знаком Дмитрию Донскому.

25.65км (RODNIK). АТ справа/ТА слева – мощный оборудованный родник возле самой дороги.

25.8км (X23). АТ: выход на шоссе Прилуки – Серпухов. Автобусная остановка и магазин справа. ТА: поворот налево, на ул. Пушкина.

25.9км (TUROVO). Автобусная остановка и магазин в Турово. АТ конец/ТА начало маршрута.

Расписания элетричек и автобусов

Расписания в тексте даны на лето 2017г.  Со временем они могут поменяться. Актуальные расписания можно найти по приведенным ниже ссылкам на сайт Яндекс-расписания.

Электрички Москва Павелецкая – Акри.

Электрички Акри – Москва Павелецкая.

Автобусы Серпухов – Турово: 5:36, 7:05, 8:10, 11:12, 13:45, 17:10, 20:15.

Автобусы Турово – Серпухов: 6:52, 8:45, 9:47, 12:24, 14:57, 18:32, 21:16.

Автобусы Ступино – Лесопарк.

Автобусы Лесопарк – Ступино.

Автобусы Ступино – Соколова Пустынь. Внимание, автобусы 23 и 57 приходят на разные остановки! На автобусе 57 лучше ехать до остановки Лесопарк.

Автобусы Соколова Пустынь – Ступино. Внимание, автобусы 23 и 57 отправляются от разных остановок! На автобус 57 лучше садиться на остановке Лесопарк.

Автобусы Серпухов – Прилуки: 7:05, 17:10.

Автобусы Прилуки – Серпухов: 8:35, 18:22.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Пожалуйста, проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.